Сигнал «Атом» — один из самых жутких сценариев, унаследованных современной Россией от эпохи холодной войны. Это команда о начале ядерного удара, а механизм реагирования на нее был детально проработан еще в советской системе Гражданской обороны. Что же на самом деле произойдет, если по всем каналам раздастся голос диктора, а за ним — прерывистые гудки сирен?
Механизм тревоги
Согласно инструкциям, сигнал «Атомная тревога!» передается голосом по всем теле- и радиоканалам и дублируется гудками транспорта: один длинный и два коротких, повторяющиеся циклами. С этого момента все действия должны быть быстрыми, организованными и беспрекословными. Паника считается главным врагом выживания и должна пресекаться всеми доступными средствами.
30 минут до удара
Сегодня среднее время подлета межконтинентальных баллистических ракет оценивается примерно в 30 минут. Вот как может выглядеть хронология этих роковых получасов:
1-2 мин. Система предупреждения о ракетном нападении фиксирует пуск и подтверждает атаку.
5 мин. Начинается экстренная эвакуация высшего руководства страны.
10 мин. Принимается решение об ответно-встречном ударе.
12-15 мин. Запускается механизм преемственности власти. Население официально оповещается об угрозе. Объявляется порядок укрытия в защитных сооружениях. Эвакуация из городов не предусмотрена — главным убежищем становится метрополитен.
30 мин. Все, кто успел, должны занять места в укрытиях.
Метро-крепость
Москва как столица и стратегический центр — цель №1. Ее спасением в случае удара должен стать Московский метрополитен, изначально строившийся как гигантское противоатомное убежище.
После сигнала об угрозе ядерной атаки оно сразу же начинает функционировать по-другому, а его сотрудники обретают статус военнослужащих.
Гибель Александра Дедюшко: что на самом деле произошло со знаменитым актёром
Сигнал “Атом!” говорит о начале воздушной атаки ракет с ядерными боеголовками. Он подается за 15 минут до момента, когда смертоносные бомбы упадут на Москву. После этого в метро подается команда “Внимание! Воздушная тревога! Выходы из метро заблокированы. Все эскалаторы работают на спуск. Сохраняйте спокойствие”. Через 15 минут после этого закрываются герметические затворы, которые изолируют метрополитен от внешнего мира. В случае, если люди будут препятствовать их запиранию, у полиции есть приказ открывать огонь сначала по ногам, а потом на поражение — они должны обеспечить полное закрытие затворов любой ценой.
После сигнала “Атом!” нет никакой возможности остановить запирание герметических свинцовых дверей — они будут двигаться, пока полностью не закроются.
Режим работы
Как только прозвучит сигнал “Атом!”, движение эскалаторов вверх прекращается, и они начинают работать только на перемещение людей вниз. Одновременно с этим останавливаются поезда и от центральной сети отключаются силовые-тяговые подстанции. Электропитание метро в чрезвычайной ситуации осуществляется от автономных генераторов. Кроме этого, происходит блокировка тоннелей между станциями с помощью гермозатворов, которые откроются только при снижении уровня радиации в тоннелях до допустимого уровня. Для размещения людей будет использовано все имеющееся пространство станции, а также место на путях рядом с ней.
В книге "Защита от оружия массового поражения/Воениздат" 1989 года рассказывается о поражающих факторах. Поэтому задача работников метро максимально оперативно обеспечить защиту внутренней экосистемы.
Вентиляционные шахты перекрываются с помощью гермошлюзов. Для обеспечения людей чистым воздухом используются мощные фильтры. При этом автоматически открывается доступ в скрытые в мирное время помещения туалетов и складов со всем необходимым: от провизии до инструмента. Таким образом, люди, находящиеся в подземной ловушке будут обеспечены в достаточном количестве не только питанием, но и всеми необходимыми медикаментами, средствами индивидуальной защиты и приборами для измерения уровня радиации.
Сигнал “Атом!” означает, что все сотрудники московского метрополитена становятся военными — они получают звания и особые полномочия. Вооруженные сотрудники полиции обязаны всеми мерами, вплоть до открытия огня, не допускать возникновения паники. В замкнутом пространстве неадекватное поведение людей может иметь катастрофические последствия — этим объясняется жесткость мер воздействия.
В мирное время кассирши проходят курсы оказания первой медицинской помощи, поэтому в случае ядерной атаки они становятся медсестрами. На них возложена ответственность за оказание своевременной помощи пострадавшим людям. Электромеханики выполняют работы по обеспечению водоснабжения и подачи электроэнергии.
Для проведения разведки радиационного фона создаются группы дозиметристов, в которые входят полицейские и экскаваторщики. В случае отсутствия повторных ударов они совершают непродолжительные вылазки через гермошлюзы, облачившись предварительно в защитные костюмы. Конструкция гермошлюзов предусматривает двойные ворота и отсек с дезактивационными душами. Разведчики не только изучают ситуацию на поверхности, но и доставляют под землю выживших, которым требуется медицинская помощь.
Люди могут выйти на поверхность только, если войска ПВО уничтожили все ракеты и боезаряды не попали в грунт. В этом случае радиация охватит только город, что позволяет выводить гражданских в пригородные районы по эвакуационным тоннелям. Если ракеты попали на землю, то надеяться на скорую эвакуацию населения из метро не приходится.
Тот мир, который увидят выжившие, трудно представить. Будем надеяться, что наша планета сумеет избежать ядерной войны.

