30/03/24

«Синдром обмороженного пальца»: почему в первом бою солдаты не могут стрелять во врага

Первый бой для новичка – событие не только ответственное, но и волнительное. Как правило, такие бойцы подвержены стрессу и могут совершать совсем неожиданные поступки. Многие признаются – по непонятным причинам не могут стрелять во врага.

Перед сражением

Бойцы (даже бывалые) накануне сражения демонстрирующие крайнюю степень спокойствия и самообладания – режиссёрская выдумка, в которую на протяжении многих лет заставляют верить любителей военных кинолент. Участник Первой мировой и Гражданской войн, писатель Дмитрий Фурманов отмечал, что можно лишь попытаться сделать спокойны вид. За несколько же секунд перед боем это и вовсе мало кому удаётся.

В такие моменты у человека пробуждается природный инстинкт самосохранения. Человек автоматически начинает выполнять действия, которые позволят ему выжить. Проблема в том, что арсенал таких поступков у каждого свой. Но одно очевидно – прежде чем оказать помощь кому-либо, человек будет заботиться о себе.

Эксперты за годы исследований смогли составить перечень самых распространённых признаков, свидетельствующих о том, что солдат испытывает страх. Это сухость во рту, учащенное сердцебиение, холодный пот, тремор, зачастую охватывающий все тело.
Стресс, который охватывает человека, также препятствует выполнению поставленных боевых задач. И специалисты сходятся во мнении – самое страшное. Боец утрачивает способность ясно мыслить и принимать адекватные решения именно в тот момент, когда от него это крайне необходимо. Кроме того, в числе клинических проявлений стресса приступы тошноты, рвота, желание опорожнить кишечник или мочевой пузырь.

И свои, и чужие

У четверти бойцов отмечается временный паралич указательного пальца (или того, которым необходимо в ближайшее время надавить на курок). Данное отклонение даже получило собственное название в медицине – синдром чужого пальца.

Научная группа Пентагона, исследовавшая такое проявление стресса, пришли к выводу, что паралич вызван инстинктивным табу на убийство себе подобных. Вскоре исследователям удалось доказать, что чаще от такого синдрома страдают военные, не имеющие боевого опыта. Хорошо натренированный солдат даже в условиях стресса выполнит всё, что от него требуется «здесь и сейчас».

Но главное во всём знать меру

Американские учёные установили, что если подразделение участвует в боевых операциях более 60 дней, то психика 98% личного состава перестает справляться со стрессовыми нагрузками. В итоге произойти может что угодно.

Получается, что командование может положиться только на оставшиеся 2%. Но в таких условиях рассчитывать на достойный результат не приходится. Следовательно, бойцам нужно просто вовремя дать отпуск.