17/12/19

Сколько американских военных баз появилось в Европе после распада СССР

Совсем скоро в Европе может стать одной американской военной базой больше - так 12 декабря сообщили СМИ со ссылкой на дипломатический источник. Греция рассматривает вероятность размещения на своей территории объектов, которые США могут потерять в результате конфронтации с Турцией. А ведь каких-то 30 лет назад американцы всячески пытались убедить советское руководство, что армейская инфраструктура не будет распространяться по Старому Свету.

Не задокументировано – значит не было

Вопрос о том, существовали ли на самом деле хоть какие-то договорённости между властями Соединённых Штатов и Советского Союза по поводу нераспространения НАТО на Восток, остаётся, возможно, одним из самых дискуссионных в современной геополитической повестке. С особой страстью его обсуждение возобновляется каждый раз, когда речь заходит о гипотетическом вхождении в Североатлантический альянс Грузии и Украины, и, как следствие, о появлении на их территории американских и западных военных.

Предположительно, соглашение о нерасширении НАТО было достигнуто в ходе переговоров между СССР и США в связи с объединением Германии в 1990 году. Однако документально – на бумаге с подписью и печатью – оно зафиксировано не было, только устная договоренность. И, видимо, для Альянса этого оказалось недостаточно.

На момент 1990 года НАТО включало 11 стран-основателей: Бельгию, Великобританию, Данию, Исландию, Италию, Канаду, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Португалию и США, а также Грецию, Турцию и Испанию, которые присоединились к организации впоследствии. Особняком стояла Франция, которая в 1966 году вышла из Альянса, но оставалась участником политической структуры Североатлантического договора.

После объединения Германии в состав НАТО также вошла ГДР. Советское руководство тогда согласилось на предоставление бывшей стране социалистического блока «особого военного статуса», который в том числе предполагал отсутствие на её территории военных сил Альянса при наличии гарантий коллективной безопасности. Но это уже было начало конца.

«Орёл» и «Филм сити»

В 1999 году произошло четвёртое по счёту и первое после распада СССР расширение Альянса – в его составе появились Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 году к ним добавились Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009 году - Албания и Хорватия. Последней в состав НАТО в 2017 году вошла Черногория.

При этом у организации есть целый список государств, которые также рассчитывают на членство в Альянсе. В самом начале этого перечня стоят Северная Македония и Босния и Герцеговина – для них уже готова схема действий по вхождению. Ускоренный диалог ведётся с Грузией и Украиной, для ряда стран разработаны индивидуальные партнёрские планы – преимущественно для постсоветских государств: Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдавия.

Параллельно эти государства активизировали своё военное сотрудничество не только со структурами НАТО, но и непосредственно с американскими военными. Причём такое взаимодействие не ограничивается совместными миссиями и учениями, во многих странах стали появляться базы и другие объекты вооружённых сил США.

Так, в Эстонии в 2010 году был восстановлен военный аэродром для тяжёлых бомбардировщиков «Эмари». И хотя формально он принадлежит Таллинну, ВВС США не против использовать площадку в качестве места для оперативного базирования самолётов. Под контролем местных властей находится и боснийская авиабаза «Тузла», которая до 2008 года принадлежала Соединённым Штатам и НАТО. Впрочем, американцы всегда могут рассчитывать на ее услуги в случае необходимости. Это же касается и расположенной неподалёку базы «Орёл».

С 2010 года в Польше размещены американские зенитно-ракетные комплексы Patriot. В перспективе вместо них на боевое дежурство планируют поставить более современные ракеты SM-3. Обслуживает технику более 100 военнослужащих ВВС США.

Есть средства ПВО у США и в Румынии. Там базируются 24 пусковые установки ракет SM-3. В этой же стране, только на морском побережье, расположена авиабаза «Михаил Когэлничану» - перевалочный пункт ВВС США, куда были перенесены части киргизской базы «Манас». Численность военнослужащих - около 1,5 тысяч.

В соседней Болгарии имеются сразу две американские авиабазы: совместные с местными ВВС «Графи Игнатиево» и «Безмер». Последняя может принимать военно-транспортные самолёты США С-5 Галакси (Lockheed C-5 Galaxy), её обслуживают 2,5-5 тысяч американских военных. Кроме того, в распоряжение партнеров предоставлены логистический центр «Айтос» и полигон «Ново Село».

Солидный американский контингент размещен в Косово – около семи тысяч солдат и офицеров вооружённых сил Соединённых Штатов, входящих в состав контингента «Силы для Косово» и находящихся на базе «Кэмп-Бондстил». Там же под боком есть база «Филм сити».

Традиционные партнёры – надёжнее

Важно понимать, что всё это – военные объекты, построенные, полученные или эксплуатируемые американцами в последние десятилетия. Раньше во всех перечисленных странах просто не могло быть баз США – в силу того, что они были связаны союзническими обязательствами с СССР или даже входили в состав Союза. Заметим, что мы упомянули только крупные базы, а сколько небольших американских объектов теперь разбросано по Европе - это сегодня знают далеко не все сотрудники Пентагона.

Вместе с тем американцы всё ещё предпочитают дислоцировать основные свои силы на территориях традиционных партнёров. Например, в Германии в данный момент размещены пять из семи американских гарнизонов в Европе - в общей сложности более 38 тысяч американских военнослужащих. Другие два находятся в Италии и Бельгии. Огромное значение для Вашингтона имеет база ВМС «Морон» в Испании, ещё большее – турецкая «Инжирлик», которую американские ВВС используют для операций на Ближнем Востоке.

Правда, Турция все более открыто говорит о том, что в случае притеснения со стороны США она может закрыть их базы. Кроме «Инжирлика» это «Кюреджик» с радиолокационной станцией раннего оповещения о ракетном нападении, её работу также обеспечивают военнослужащие ВС США. Кто знает, вдруг Турция задаст новый тон и введет, так сказать, тренд на сокращение числа американских объектов в Европе?