15/07/19
Никита Хрущев ужинает с Мао Цзэдуном, 1959 год/Фото: Gamma-Keystone

Сколько денег, земель и всего остального СССР подарил Китаю 

Без даровой помощи СССР современный Китай никогда бы не достиг такой экономической и военной мощи, не смог бы превратиться во вторую державу мира.

Мираж могучего и верного союзника

Советский Союз стал помогать китайским коммунистам с самого начала их гражданской войны с гоминданом в 1927 году. После окончания Второй мировой войны эта помощь стала прибывать ускоряющимися темпами. Только при поддержке СССР Китайская коммунистическая партия (КПК) во главе с Мао Цзэдуном смогла устроить плацдарм на северо-востоке Китая – «Маньчжурскую революционную базу». Оттуда Народно-освободительная армия (НОАК) китайских коммунистов в 1949 году начала завоевание Китая. Уже 1 октября 1949 года Мао провозгласил в Пекине создание Китайской Народной Республики (КНР).

Несмотря на послевоенные трудности, руководство СССР постоянно подпитывало КНР в военно-экономическом отношении. При этом имелись различия между тем, что было до смерти Сталина, и тем, как развивались советско-китайские отношения с 1953 года. Мао воспринимал Сталина как вождя и учителя. Придавая огромное значение Китаю как геополитическому союзнику, Сталин понимал, что Мао будет лоялен ему даже за небольшую помощь, достаточную для того, чтобы сплотить весь Китай под властью КПК.

Совсем иная ситуация сложилась при Хрущёве. После смерти Сталина Мао не мог воспринимать никого из советских руководителей как высших по отношению к себе. Они могли быть, самое большее, равными, а то и подчинёнными, так как свои заслуги перед мировым коммунистическим движением Мао расценивал выше, чем заслуги Маленкова, Хрущёва и т.п. К КПК как бы переходило моральное руководство коммунистическим движением, подкреплявшееся ещё и тем, что китайцы теперь представляли самую многочисленную в мире армию коммунистов.

Хрущёв своими шагами сам способствовал возникновению такого положения. В 1954 году Хрущёв первый приехал в Пекин, не дожидаясь, когда Мао посетит Москву. Для китайских «товарищей» это был несомненный признак того, что теперь советские «товарищи» нуждаются в их мудром совете и поддержке. Хрущёв же не придавал своим действиям такого значения. Он считал, что Китай надо всемерно усиливать как своего союзника, перекачивать в него советский ВВП ради совместного противостояния «мировому империализму». А после того, как в 1956 году Хрущёв с трибуны ХХ съезда КПСС развенчал «культ личности Сталина», Мао счёл это несправедливыми нападками на «учителя» и решил, что вправе и должен сам давать советы советским руководителям о том, как «правильно» строить коммунизм. А если не послушают – ну что же, значит, советское руководство окончательно скатилось в «оппортунизм».

Безвозмездная экономическая помощь

Как пишет Одд Арне Вестад, директор по исследованиям Норвежского Нобелевского института, в своей книге «Беспокойная империя: Китай и мир с 1750 года», «Хрущёв пообещал Китаю гораздо больше советской помощи, как в гражданской, так и в военной области, чем мог позволить себе Сталин в самых смелых своих мечтах». Треть всех предприятий в соответствии первым 5-летним планом развития КНР предполагалось построить с помощью Советского Союза или восточноевропейских стран, и оплата причиталась с них же».

Тот же исследователь утверждает: «Значение суммарной помощи советского блока китайским коммунистам в 1946-1960 гг. трудно переоценить. Без неё первые шаги к построению современного Китая, предусмотренному программными документами КПК, просто не удались бы. Суммарная экономическая помощь СССР Китаю с учётом ссуд с 1946 по 1960 год в ценах 1960 года оценивается в 3,4 млрд. долларов, или в 25 млрд. долларов сегодня [2012 г. – Я.Б.]». 

Каждый год на эту помощь тратилось, в среднем, около 1% советского ВВП. Сосчитанная сумма не учитывает стоимость безвозмездно переданных Китаю технологий, оплату труда советских специалистов в КНР (эту оплату производила советская сторона) и стипендии китайским студентам, обучавшимся в СССР. Доля других стран социалистического блока в помощи Китаю составляла только 18%, таким образом, 82% этой бескорыстной помощи оказал Советский Союз. Большая часть трансфертов была безвозвратной, Китай возвратил в общей сложности, по оценке указанного историка, только 15% всех кредитов.

Кадры решают всё

Огромна была помощь Китаю советскими специалистами в промышленности, науке, образовании, медицине, организации армии. Советники из СССР были прикомандированы ко всем министерствам КНР, к органам власти каждой провинции Китая, к крупным промышленным предприятиям. Большое количество советников действовало в НОАК. Все расходы, связанные с вознаграждением за их труд, с их проживанием и содержанием в Китае несла, как было замечено, советская сторона. Эти траты не поддаются учёту и не приведены в той сумме советских расходов на Китай, которая указана выше.

Особенно значителен был вклад советских специалистов в создание китайской военной мощи. Как пишет Вестад, «перед провозглашением КНР, в советских военных академиях прошли подготовку около 1500 китайских офицеров. Остальных обучили советские военные в Маньчжурии в 1947-1949 гг. Вероятное число подготовленных в СССР в 1950-1960 гг. командиров НОАК можно оценить в 9000. Количество командиров, подготовленных на территории КНР, могло быть в несколько раз больше». Советские специалисты помогли и внедрению в КНР системы образования по образцу СССР – той системы, которую в это же время, после запуска первого советского спутника в 1957 году, США сочли самой эффективной в мире.

Территориальные подарки

Особого упоминания заслуживают территориальные подарки Советского Союза Китаю. Надеясь на вечную лояльность китайских коммунистов Москве, Сталин прекратил поддерживать Восточно-Туркестанскую Революционную Республику, бывшую в 1944-1949 гг. фактическим протекторатом СССР. По его настоянию, правительство Восточного Туркестана объявило о присоединении к КНР, причём первый состав правительства, медливший это сделать, погиб в авиакатастрофе. Так КПК установила свою власть в Синьцзяне, где большинством населения в то время были уйгуры и казахи. 

В 1945 году СССР и гоминдановский Китай договорились о том, что Китайская Восточная железная дорога и военно-морская база Порт-Артур будут находиться в совместном владении двух стран в течение 30 лет. Однако в результате победы коммунистов Сталин в 1950 году согласился передать то и другое правительству КНР с 1952 года. Последние советские войска были выведены из Порт-Артура уже в 1955 году.

В 1991 году было подписано советско-китайское соглашение о демаркации границы, в результате которого все спорные пограничные участки (в 60-е гг. из-за некоторых из них возникали конфликты, как, например, на острове Даманский и у озера Жаланашколь) передавались Китаю. Исполнять это соглашение пришлось уже в 1990-2000-е гг. правительствам независимых Российской Федерации, Казахстана и Кыргызстана.