В ходе летнего наступления 1942 года немецкие войска вышли на территории, где жили казаки: донские, кубанские, терские. К тому времени политика немцев в отношении населения оккупированных территорий поменялась. Большие потери в живой силе привели к тому, что в составе вермахта начали формировать подразделения, укомплектованные добровольцами из числа разных народов СССР. Казаков же в Третьем Рейхе почему-то считали потомками арийцев.
Население казачьих областей к советской власти относилось негативно. Несмотря на то, что Красная Армия при отступлении уводила всех мужчин призывного возраста, на оккупированной территории остались десятки тысяч казаков, способных держать оружие. И когда немцы им это оружие дали, донские, кубанские и терские казаки в большом количестве стали воевать на стороне вермахта.
Самый первый казачий
Первое казачье подразделение в сентябре 1941 года сформировал бывший майор Красной Армии Иван Кононов. По данным историка К. Александрова, в книге «Офицерский корпус армии генерала А. А. Власова», Кононов был из донских казаков, но сделал карьеру в РККА не только как командир, но и как политработник. После начала Великой Отечественной с большой частью возглавляемого им 436-го полка 155-й дивизии он сдался в плен. Бойцы его полка и составил костяк нового подразделения. Едва ли среди них было много казаков, так же как и среди военнопленных, которые пополнили новую часть. Но Кононов брал к себе и тех, кто заявлял о своем желании стать казаком.
По поводу названия части встречаются разные версии: называют и Донским полком, и эскадроном. Но в вермахте она именовалась Kosaken-Hundertschaft 102, то есть 102-я казачья сотня.
Впрочем, эта часть никогда не соответствовала своему названию. Ещё будучи «сотней» она насчитывала около 1800 человек личного состава.
В конце 1942 года сотню переименовали в 600-й казачий дивизион (Kosaken-Abteilung 600), но по своим размерам дивизион уже больше соответствовал полку: в нём было 9 эскадронов, артдивизион и 2300 человек личного состава.
На фронте дивизион не использовался, зато принял участие в большинстве операций против партизан. Действовал успешно, но в 1943 участились случаи дезертирства, в том числе и массового. Был случай ухода к партизанам сразу двух эскадронов в полном составе.
После этого дивизион перебросили в Польшу, где он вошел в состав 1-й казачьей дивизии.
Казачий полк фон Рентельна
У этого полка интересная история. Но для начала надо сказать, что в большинстве источников по его названию и составу даётся не совсем точная информация.
Пишут, что его сформировали как 360-й казачий полк, что не верно. Сформирован он был в конце 1942 года как 6-й казачий полк, в составе двух батальонов. Командовал полком майор фон Рентельн. Немец, но не обычный, а прибалтийский. Службу он начинал в Русской императорской гвардии, после революции служил в эстонской армии, в 1940 году перебрался в Германию.
В 6-м полку было свыше 2000 казаков, впрочем, казаков условных, так как их набирали среди военнопленных. Полк использовался в борьбе против партизан, но к лету 1944 года он оказался во Франции. Два его батальона были переименованы в 622-й и 623-й казачьи, к ним добавили 624-й (бывший 1-й батальон 7-го казачьего полка), а сам полк стал 760-м крепостным гренадерским. После высадки союзников в Нормандии, казаки, находившиеся на юго-западе Франции, пробились через всю страну, и продолжили воевать.
В 1945 году остатки полка были включены в 15-й казачий корпус.
Казаки «атамана» фон Паннвица
1-ю казачью дивизию вермахта начали формировать ещё осенью 1942 года, но так как на южном фланге советско-германского фронта обстановка изменилась, создали новое соединение лишь летом 1943 года.
Командовать дивизией назначили генерал-майора фон Паннвица.
Численность дивизии превышала 19 тыс. человек, из которых около 4 тыс. было немцев. Надо учитывать еще и 5-й запасной полк, в котором было изначально было до 15 тысяч человек.
Дивизию отправили в Югославию, где она сражалась против партизан Тито. Сражалась успешно, показала себя даже лучше немецких соединений.
В ноябре 1944 года дивизию передали в войска СС. Вхождение в СС было формальным, казаки не носили эсэсовскую форму, воинские звания остались прежними, нумерация дивизии не соответствовала войскам СС.
В феврале того же года дивизию развернули в 15-й кавалерийский корпус СС, численностью около 25 тыс. человек.
Части корпуса приняли участие в последней наступательной операции немцев у озера Балатон, где сражались с болгарскими войсками.
В апреле 1945 года корпус передали в Русскую Освободительную армию (РОА) Власова. Это уже было пустой формальностью. Война была проиграна, и все думали лишь о том, как не попасть в плен к советским войскам, а сдаться западным союзникам. В конце концов 15-й корпус сдался англичанам.
Полки Казачьего Стана
Когда немецкие войска уходили с Кавказа, с ними ушло большое количество казаков с семьями. В 1943 году на Украине был создан «Казачий Стан», в котором было 35-40 тыс. казаков. Из них почти половину составляли женщины и дети. Было сформировано 11 казачьих пеших и 1 конный полки. В основном им пришлось воевать с партизанами, но летом 1944 года были и столкновения с частями Красной Армии. Один из полков «Казачьего стана» принял участие в подавлении Варшавского восстания. После чего казаки были отправлены в Италию.
В апреле 1945 года Стан был реорганизован в Отдельный казачий корпус, который вошёл в РОА Власова. В составе корпуса числилось 18 тыс. казаков. В мае корпус сдался англичанам. Впоследствии всех казаков выдали советским властям.
Полк «Платов», Волчьи сотни и другие
Полного перечня всех казачьих частей, воевавших на стороне германской армии нет даже в книгах таких историков коллаборационистского движения, как Д. Жуков или С. Дробязко. Обычно общее число казачьих полков и батальонов не сходится с немецкими документами. Часто это просто ошибки авторов, но стоит учесть, что на территориях проживания казаков могли формироваться части, которые и не числились в составе вермахта. Всё это создаёт путаницу.
Наиболее часто упоминаются такие казачьи полки, как Атаманский, «Платов», «Кубань», полк Юнгшульда, которые сформированы в 1942 году. Все они использовались как охранные, и в 1943 году вошли в состав 1-й казачьей дивизии. Создавались также и отдельные казачьи батальоны.
Редко где упоминается про созданные 1-ю, 2-ю и 3-ю Волчьи сотни, сформированные из молодых казаков и вошедших в 1-ю казачью дивизию. Свое название они получили в память Волчьих сотен генерала Шкуро времен Гражданской войны.
Точное число казаков, воевавших на стороне немцев, установить едва ли возможно. П. Крикунов в своей книге «Казаки. Между Гитлером и Сталиным» пишет, что от 70 до 110 тысяч казаков (включая членов семей) оказалось в Европе. Но эти цифры включают и рабочих, вывезенных на работы в Германию. Также следует помнить, что в казачьи подразделения немцы могли зачислить любого желающего, если он назвал себя казаком.
В целом можно сделать вывод, что казаков, вставших на сторону Гитлера, оказалось очень много.