Сколько красноармейцев оказались в японском плену во время боев на Халкин-голе

Победа на реке Халхин-Гол в 1939 году стала важнейшим военно-политическим успехом СССР, повлиявшим на решение Японии не нападать на Советский Союз в 1941 году. Однако за сухими цифрами потерь (около 8 тысяч человек у РККА и Монгольской народной армии против 25 тысяч у японцев) скрываются сложные и трагические судьбы советских военнослужащих, попавших в плен.

Сколько попало в плен

Точное количество пленных бойцов и командиров РККА в том конфликте остается предметом дискуссий историков. Исследователь Юрий Свойский на основе архивных данных указывает цифру в 97 человек, захваченных в плен с мая по сентябрь 1939 года. Согласно его работе «Военнопленные Халхин-Гола», основанной на документах РГВА и архива Минобороны, впоследствии японцы вернули СССР 82 человека. Еще 11 погибли в плену, а четверо отказались возвращаться на родину.

Попадали в плен по-разному: чаще всего — будучи тяжело ранеными и не имея возможности сопротивляться. Были и случаи добровольной сдачи. Обстоятельства пленения каждого бойца тщательно расследовались после возвращения.

Судьба пленных

Японская пропаганда того времени утверждала, что пленные РККА «удивлялись хорошему обращению». Однако показания самих вернувшихся красноармейцев, изученные Свойским, рисуют иную картину.

Жестокое обращение отмечалось с первых дней конфликта. Красноармеец Фёдор Гриненко, попавший в плен раненым 20 мая, свидетельствовал, что его, связанного, волокли за верёвку, били, резали ладонь ножом, швыряли в лицо песок вместо воды, а затем бросили в костёр, накрыв брезентом. Младшего политрука Александра Комаристого после жестоких пыток убили 29 мая. Эти и другие случаи зафиксированы в объяснительных записках бывших пленных.

Японская разведка активно пыталась добывать сведения о частях РККА. Тех, кто под пытками или из страха сообщал информацию, ждала особая участь по возвращении.

Возвращение домой

Судьба вернувшихся из плена была неоднозначной. Все они проходили тщательную проверку органами НКВД. По данным Свойского, 38 человек из 82 возвращённых были осуждены Военным трибуналом. Их обвиняли в добровольной сдаче в плен или в сотрудничестве с японцами (даче показаний). Чаще всего им выносили приговоры к длительным срокам заключения в исправительно-трудовых лагерях (до 10 лет). Сведения о расстрельных приговорах в доступных документах отсутствуют.

Большинство же бойцов, которые, несмотря на пытки и давление, не сотрудничали с противником и вели себя достойно, после проверки избежали репрессий. Их дела были прекращены, они были восстановлены в правах и могли продолжить службу или вернуться к гражданской жизни.