Смерть и похороны — пожалуй, та область, где сосредоточено наибольшее количество суеверий. Люди, охваченные страхом перед кончиной, изобретают самые причудливые ритуалы: от блинов на лице покойного до строгого «расписания» посещений кладбища. Но что по этому поводу говорит православная культура? Чем на самом деле живые могут помочь умершим?
Могила как место надежды
Известный духовник Московской епархии, священник Ульян Кречетов, часто приводит поучительный пример. Однажды святитель Филарет Московский явился во сне своим родственникам с просьбой навести порядок на его могиле. Этот случай красноречиво показывает: для отошедших в мир иной важно благоустроенное место упокоения.
В христианском мировоззрении могила — это не просто точка на карте, где преданы земле останки. Это место будущего воскресения, где человек восстанет во время Второго Пришествия. Поэтому уход за могилой — это не только акт гигиены или выражение личной памяти. Это символическое действие, знак веры в грядущую вечную жизнь.
Главная помощь — молитва
Однако священники единодушно подчеркивают: основная и самая действенная помощь усопшему — это непрестанная молитва. Тело предано земле, но душа жива и нуждается в поддержке живых.
Сначала новопреставленного отпевают, а затем заказывают поминовения в церкви – на 40 дней, на полгода, и наконец, годовое поминовение, кроме этого о нём молятся каждый день дома – в течение сорока дней читают Псалтирь по одной кафисме.
Многие священники подчеркивают, что церковная молитва – поминание почившего на Литургии, – очень важна для его души.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
Особенно важно и действенно бывает подать «записки» на Проксомидию. Это часть Литургии, когда священник подготавливает вино и хлеб для будущей Евхаристии. Во время этого он читает особую молитву за почивших и за каждого из них опускает в потир с Христовой Кровью частички просфоры и говорит: «Oмый, Господи, грехи поминавшихся зде Kрoвию Tвoею Честнoю молитвами святых Tвoих».
Молиться на могиле надо, а беседовать с умершими – нет
Можно молиться о скончавшемся и на кладбище – именно для этого православные христиане приходят на могилу вновь почившего родственника на девятый и на 40-й день, а вовсе не для того, что поесть там блинов, выпить или угостить ими друзей. Часто приходят на День Ангела или годовщину смерти с той же целю – помолиться Богу.
Бывает и так, что живой очень тоскует по усопшему, часто ходит на кладбище, беседует с ним на могилке, – такое поведение священники не одобряют. Потому что собеседовать об умершем можно только с Богом – в молитве.
Если же все время проводить на могиле и разговаривать невесть с кем, можно договориться и до того, что тоскующим человеком овладеют бесовские силы. Происходит это от того, что тоскующий замыкается на своем горе и не понимает, что в земле покоится лишь тело любимого человека, душа же его жива и находится теперь в ином мире, и что все родные обязательно смогут встретиться в Страшном Суде, по воскресении.
Вместо того, чтобы тосковать на могиле, следует просто продолжать любить человека после его упокоения, молиться о его душе и совершать добрые дела, – все это дарует усопшим великое утешение.
В родительские субботы
Кроме этого, православные ходят на кладбища в помианльные субботы – но тоже по мере возможности, так как главное в эти дни – сходить в храм, помолиться о почивших людях. Два раза в год РПЦ празднует Вселенские субботы – один раз о время Великого поста, а вторую – перед Троицей. Большую популярность в народе имеет родительская суббота на Фоминой неделе после Пасхи – Радоница. 9 мая и 11 сентября и 8 нoябpя в РПЦ установлены Дни поминовения воинов, павших на полях сражений.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
На кладбище следует ездить по возможности, после посещения храма; при желании вечером можно созвать родных на скромный поминальный обед без спиртного.
Ни зимой, ни летом не стоит приносить на могилы роскошные венки. Настоятель Храма Всех Святых священник Федор Яблоков указывает, что обычай этот восходит к языческому обычаю римлян, которые усыпали могилы цветами. В России эта традиция появилась только в конце XIX века. После её повсеместного распространения Святейший Синод был вынужден запретить венки с надписями специальным указом 1889 года. В этом же году была запрещена светская музыка на похоронах православных христиан.
После революции большевики реанимировали этот языческий обычай в пику церковникам.
Сейчас священники допускают принесение на кладбище живых цветов – как символа надежды на будущую жизнь, однако указывают, что основой цветочной композиции должен служить крест – символ вечной жизни.
Итак, основной задачей людей, недавно похоронивших родного человека, становится сохранение с ним духовной связи, любви к нему, беспрестанной молитвы за него и делание добрых дел. Ну а посещать кладбище следует по мере возможности для уборки могилы и для искренней молитвы над ней.
Что же касается излишне роскошного обустройства места захоронения, то тут можно привести завещание Святого Нила Сорского, который при кончине завещал ученикам своим выбросить свое тело в чащу на съедение волкам, а останки закопать без почестей со словами «Ибо много тело сие согрешило Богу».

