Несмотря на то, США и СССР никогда не вступали в открытое противостояние, американские и советские военные не раз сталкивались между собой во время конфликтов союзных или зависимых стран. Инструктора, а порой и военный контингент обеих держав, участвовали в войнах во Вьетнаме и Корее. Многие слышали истории американских военнопленных, оказавшихся в советских лагерях во время этих конфликтов. Тем не менее, американцы попадали в застенки Страны Советов и во время Второй Мировой войны, когда СССР и США являлись союзниками в войне с Германией.
К истории вопроса
В архивах американской газеты «Вашингтон пост» можно найти любопытную статью, датируемую 4 июля 1991 года. Отношения между СССР и США тогда потеплели впервые за несколько десятилетий, и американцы отмечали День независимости полные кто больших надежд, кто дурных предчувствий. Первые, в основном разделявшие социалистические взгляды, видели в диалоге Москвы и Вашингтона предвестие нового мирового устройства, где противостояние двух систем сменится взаимовыгодным сотрудничеством. Для других же такое сближение оплота демократии с империей зла казалось непростительными уступками, которые могли бы привести не только к «полевению» Америки, но и к водружению клятыми «комми» красного флага над Капитолием.
Как бы то ни было, но на фоне ослабления железного занавеса и роста взаимного интереса, всплывали и многие доселе неизвестные факты советско-американских отношений. В вышеупомянутой статье поднималась тема американских военнопленных, оказавшихся в советских лагерях. Согласно рассекреченным документам американской разведки, первыми военнопленными на территории СССР стали несколько сотен солдат США, участвовавших в интервенции во время гражданской войны. В 1919 году большевики использовали их в качестве заложников, требуя от США дипломатического признания Советской республики. Часть американцев вернулись на родину в 1921 году, когда правительство Ленина согласилось провести обмен военнопленных на столь нужное голодающей России продовольствие. В 1933 году за признанием СССР американской стороной последовала передача эксгумированных останков нескольких американских граждан. Судьба же остальных военнопленных этого периода до сих пор остается неизвестной.
Заклятые союзники
25 апреля 1945 года состоялась памятная встреча на Эльбе. На облетевших весь мир фотографиях советские и американские солдаты обнимаются, жмут друг другу руки, с интересом рассматривают вооружение и наградные знаки союзников. На их лицах вы видим неподдельную радость, ведь до окончания войны в Европе остаются считанные дни. Однако совершенно иные настроения царили наверху, в кулуарах мировой политики. Все прекрасно понимали, что после уничтожения общего врага — Германии, уже победителям придется выяснять, кто сильнее. Пока солдаты отмечали долгожданную встречу, в апреле того же года США и Великобритания вели переговоры о сепаратном мире с Германией. Операция, получившая название «Санрайз» у американцев и «Кроссворд» у англичан, в состоянии полной секретности проходила в Швейцарии. Договориться стороны не смогли, да и разведка и дипломаты СССР оперативно отреагировали на все происходящее: разразился скандал, который ставил под угрозу скорое завершение войны. В итоге союзнические отношения сохранились, но неприятный осадок у всех сторон, как говорится, остался.
Советское руководство тоже не сидело сложа руки. В освобожденных Красной армией немецких лагерях находилось огромное количество граждан США, Великобритании, Франции. Одних американских военнопленных насчитывались десятки тысяч. Однако даже после капитуляции Германии в мае 1945 года, их никто не торопился отпускать домой. Советское командование вновь прибегло к тактике захвата заложников, успешность которой доказал еще товарищ Троцкий во время гражданской войны. Американские военнопленные, которые только что были освобождены из немецких лагерей для того, чтобы попасть в советские, должны были стать гарантией возвращения оказавшихся в аналогичной ситуации граждан СССР. Более того, это могло бы стать важным аргументов в признании западными демократиями просоветских марионеточных режимов в Восточной Европе. В отсутствии прагматизма Сталина обвинить было очень и очень сложно. Рузвельт и Трумэн, хоть и пытались весной 1945 года организовать силовую операцию по освобождению заложников, однако отказались от этой затеи в обмен на помощь СССР в войне с Японией.
Конечно, были случаи и побега заключенных. Один из них — Мартин Сигел, сбежавший из лагеря Stalag IV-B в Саксонии. Он рассказывал о большом количестве американцев, которые продолжали содержаться в освобожденном от нацистов лагере. Однако на родине Мартина попросили умерить пыл, поскольку дело «расследуется». Нагнетать отношения между странами, пока не была добита империалистическая Япония, никто не хотел. По официальным данным в июне 1945 года в советских лагерях содержалось 12 500 американских военнопленных. К январю следующего года их число уменьшилось до 5 414, что неудивительно, учитывая высокую смертность среди узников ГУЛАГа. Затрудняло оценку и то, что, по данным разведки США, иностранным узникам присваивали не только советское гражданство, но и русские имя и фамилию. Поэтому мы никогда не сможем точно узнать, сколько из 78 тысяч американцев, пропавших без вести в годы Второй Мировой войны, сгинули именно в советских лагерях.