Как на самом деле вооружали красноармейцев на фронте

По поводу того, как были вооружены солдаты Красной Армии, в особенности, в первые дни войны, гуляет множество псевдоисторических мифов, самыми стойкими из которых являются рассказы об «одной винтовке на троих», и о том, что даже вооруженные винтовками, солдаты не имели патронов.

Дивизии народного ополчения

Утверждения о нехватке оружия в некоторой степени верны лишь относительно дивизий народного ополчения. Как видно из документов, наспех созданное народное ополчение в 1941 году действительно не было укомплектовано в полной мере.

В донесении штаба 33-й армии о боевом и численном составе 6 дивизий народного ополчения, датированном 20 сентября 1941 года, сказано, что бойцы имели 7 796 автоматических винтовок вместо 21 495. Но при этом обычными «мосинками» ополченцы были снаряжены даже с переизбытком – таких винтовок имелось 34 721 штука.

Была проблема и с патронами. Использовались патроны из собственных армейских складов, а также от трофейного, в том числе, от финского оружия. По этой причине возникали проблемы со скорострельностью, а иной раз и просто со стрельбой. Это верно и относительно московского и относительно ленинградского ополчения, созданных в 1941 году. Как известно, героически сопротивлявшиеся врагу дивизии ополченцев были почти полностью уничтожены. Однако, причиной их гибели явилась не столько нехватка оружия, сколько общая неподготовленность к сражению с таким опытным врагом, каким была армия Рейха.

Как были вооружены бойцы РККА

Самым распространенным оружием в РККА был ППШ (пистолет-пулемет Шпагина). К 1943 году им были вооружены 50% всех бойцов Красной армии. Боекомплект ППШ включал в себя два дисковых магазина – один на оружии, один в подсумке), или четыре секторных (один на оружии и три в подсумке). Всего – 142 патрона.

Пулеметчики были вооружены пулеметом Дегтярева. Перед сражением каждый получал 3-4 магазина, то есть 141-188 патронов.

И, наконец, винтовка Мосина образца 1930 года, которая тоже входила в число наиболее распространенных видов оружия. Боец, вооруженный винтовкой Мосина, получал россыпью 60 патронов (12 обойм по 5 патронов в каждой). Винтовкой Мосина вооружались, в основном, артиллеристы, разведчики, связисты, водители транспорта и другие бойцы, которым стрелковым оружием полагалось пользоваться не так часто, как остальным, поэтому и патронов было меньше.

Гранатная сумка бойца была рассчитана на две или четыре гранаты, в зависимости от вида.

В начальный период войны в армии действительно ощущался недостаток боеприпасов, поскольку большая часть предприятий, производивших вооружение, находилась в западной части страны. Летом 1941 года было утрачено (подорвано на складах, захвачено противником, уничтожено авианалетами немцев) 3 434 вагона с боеприпасами.

Но, когда эвакуированные на восток страны заводы начали поставлять продукцию для фронта, когда заработал ленд-лиз, ситуация на фронте выровнялась.

В основном, недостаток боеприпасов испытывала артиллерия и авиация. В 1942 году, самом напряженном за всю войну, войскам было отправлено 1,3 миллиона тонн снарядов, мин, стрелковых боеприпасов. А общий расход боеприпасов составил 1,5 миллиона тонн. Статистика говорит о том, что в первом полугодии 1942 года поставки боеприпасов на фронт были ниже запросов в 5-6 раз, а во втором – уже в 3-4 раза.

Как снабжались боеприпасами немцы

Основным оружием солдат вермахта в период Второй Мировой войны был карабин Kar.98k. Боеприпасы к нему переносились в подсумках с тремя отделениями. Каждое отделение вмещало две обоймы по 5 патронов. То есть – 30 патронов в каждом подсумке.

Другие виды вооружения вермахта – винтовка G-43, пистолет-пулемет MP-38\40 (знаменитый «шмайсер»). К винтовке полагалось 60 патронов (12 обойм), к «шмайсеру» – примерно столько же (по 32 штуки в каждом подсумке).

Относительно снабжения армии Рейха в период Великой Отечественной можно сказать, что картина была зеркальна ситуации в РККА. То есть, в первый период войны немцы снабжались прекрасно, и шли в сражение при полном боезапасе, но чем дальше они отходили от границы вглубь СССР, тем хуже становилось снабжение, и тем острее ощущался недостаток боеприпасов.