27/11/25

Сколько зеков ГУЛАГа освободил Берия в 1953 году

Образ Лаврентия Берии в массовом сознании прочно связан с репрессиями. Однако ряд исследователей полагает, что эта «чёрная легенда» была во многом сконструирована Никитой Хрущёвым и его окружением. Чтобы отвести от себя ответственность и скрыть собственное участие в событиях 1930-х годов, им был нужен «козёл отпущения» — главный злодей, которым и «назначили» Берию.

Но так ли однозначна его роль? Парадоксально, но с именем этого человека связаны две крупнейшие амнистии в истории СССР.

1938 год: Наведение порядка после Ежова

Берия возглавил НКВД в ноябре 1938 года, сменив на этом посту Николая Ежова, в чьё правление пришёлся пик «большого террора». Маховик репрессий был пущен на полную: «тройки» выносили до 200–300 смертных приговоров в день. Всего за 1937–1938 годы по политическим статьям были арестованы около 1,3 миллиона человек, из них расстреляны — свыше 680 тысяч.

Первыми шагами нового наркома стали кадровые чистки внутри самого ведомства. Берия уволил, а многих и отдал под суд, почти половину сотрудников НКВД — за необоснованные аресты и превышение полномочий. На смену им пришли молодые и образованные кадры: если при Ежове высшее образование имели лишь 10% чекистов, то при Берии их доля выросла почти до половины. Число приговоров, выносимых «тройками», сократилось до 10 в день. В 1939 году к высшей мере наказания были приговорены 2 600 человек, в 1940 — 1 600. Цифры по-прежнему ужасающие, но несопоставимые с масштабами ежовщины.

Черная неблагодарность: как «вьетнамские товарищи» мешали советским советникам во время войны с США

Главным же событием стала так называемая «бериевская амнистия» 1939 года. По разным оценкам, на свободу вышли от 150 до 300 тысяч человек, безвинно осуждённых в предыдущие годы. Среди них были кадровые военные и учёные, которые вскоре внесли неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Вторая амнистия

Говоря о Берии, гораздо чаще вспоминают послевоенную амнистию, связанную в массовом сознании с «холодным летом 1953 года».

Предыстория этого события такова. После смерти Сталина Берия стал одним из основных претендентов на верховную власть в стране. Он был назначен первым заместителем председателя Совета Министров СССР и министром внутренних дел. Находясь на этих ключевых постах, Берия в марте 1953 года направил в Президиум ЦК КПСС записку о необходимости проведения амнистии. В ней указывалось, что в лагерях и тюрьмах содержатся 2,5 миллиона человек, далеко не все из которых представляют реальную опасность для страны. Берия предлагал амнистировать следующие категории заключенных: женщин, в особенности, беременных и имевших малолетних детей; людей пожилых и страдавших тяжелыми заболеваниями; лиц, осужденных на сроки до 5 лет, в том числе за такие преступления, как опоздание на работу или прогул, а также расхитителей госсобственности (осужденные за пресловутые «колоски»). В общей сложности на свободу вышло более одного миллиона человек.

Записка Дмитрия Колесникова: почему послание капитана с погибшего "Курска" засекретили

Среди них были не только старики, женщины и дети, осужденные «за колоски». На свободе оказались и уголовники, в свое время получившие за разбой и воровство сроки, меньше 5 лет. Это вызвало всплеск преступности в стране.

Дополнения к портрету

Таким образом, суммарно Лаврентий Павлович Берия в период с 1939 до 1953 года своими распоряжениями выпустил на свободу до полутора миллионов человек. Вряд ли стоит говорить в связи с этим о каком-то особом гуманизме верного сподвижника товарища Сталина. Берия не был гуманистом, достаточно вспомнить о депортациях народов, проходивших по его распоряжению. Да и число репрессированных в эпоху правления Берии, хоть и меньше, чем при Ежове, но все же достаточно велико.

Дело не в гуманизме Берии. Он был реалистом и практиком. В 1938 году он прекратил кровавый разгул «большого террора», поскольку это угрожало самому существованию системы. Вместо массовых казней Берия организовал систему ГУЛага, ставшую бесперебойным поставщиком дармовой рабочей силы. Берия был организатором и атомного проекта в СССР, чему немало способствовала созданная при его участии система «шарашек» — тюрем для научной элиты с более мягкими условиями содержания.

Амнистия 1953 года преследовала несколько целей, в том числе, и снятие с государства необходимости кормить и охранять нетрудоспособных зеков – больных, старых, детей, а также тех, кто мог бы трудиться и приносить пользу народному хозяйству на воле.