Раскопки в Плей-Ринге, в коммуне Х'Бонг округа Чусе (Вьетнам) выявили уникальное доисторическое место, возраст которого превышает 3500 лет. Найденная здесь мастерская по обработке опала и музыкальные инструменты – литофоны – позволили по-новому взглянуть на жизнь древних цивилизаций Юго-Восточной Азии.
Свидетельство развитой технологии
Плей-Ринг оказался не просто поселением, а настоящим промышленным центром доисторической эпохи. Археологи обнаружили, что около 3500–3000 лет назад здесь функционировала крупная мастерская, где обрабатывали опал – один из самых ценных и прочных камней того времени. По словам доктора Нгуен Куок Маня, заместителя директора Археологического центра, мастера, работавшие в Плей-Ринге, обладали высокими навыками резьбы и обработки камня. Они изготавливали разнообразные инструменты, которые использовались не только местными общинами, но и экспортировались в соседние регионы.
На месте раскопок было найдено множество артефактов, включая сломанные и выброшенные изделия, что говорит о строгой системе контроля качества. Это подтверждает, что уже в доисторические времена существовало разделение труда, а производство инструментов велось на высоком уровне. Каменные орудия, созданные в Плей-Ринге, играли ключевую роль в развитии аграрной экономики региона, обеспечивая эффективную обработку земли и сбор урожая.
Древние музыкальные инструменты
Еще одной удивительной находкой в Плей-Ринге стал набор литофонов – древних музыкальных инструментов, изготовленных из каменных плит и чем-то похожих на современный ксилофон. Тщательно подобранные и обработанные камни издают мелодичные звуки при ударе деревянными молоточками. Литофоны считаются одними из старейших известных музыкальных инструментов в истории человечества. Найденные во Вьетнаме имеют возраст как минимум 3000 лет.
Литофоны, полагают ученые, использовались в ритуальных церемониях, общественных собраниях и сельскохозяйственных праздниках. Их звуки, напоминающие колокольный звон, создавали атмосферу, которая объединяла людей и укрепляла социальные связи. Таким образом, считают археологи, эти инструменты выполняли не только музыкальную, но и символическую функцию, открывая возможность для духовного выражения и культурной идентичности.

