Американские ученые из Университета Висконсин-Мэдисон выяснили, как связаны привычные нам цвета ассоциируются с вкусовыми и иными ощущениями. Более того, они установили, что соотношения, например, красного цвета с “горячим", а синего – с "холодным" укоренены не только в нашем зрительном опыте, но и в самой глубинной структуре языка.
Языковые ассоциации
Исследовательская команда применила передовые методы анализа языковых моделей, чтобы проникнуть в тайны формирования этих цветовых ассоциаций. Оказалось, что статистические закономерности, обнаруживаемые в огромных массивах текстов, с высокой точностью предсказывали цветовые связи, которые интуитивно устанавливают как зрячие, так и абсолютно слепые от рождения люди.
Ученые разработали математические модели для представления скрытых языковых закономерностей и использовали специальные алгоритмы для поиска ключевых контекстов и предложений, которые формируют устойчивые ассоциации между словами, обозначающими цвета, и словами, обозначающими другие качества или понятия.
Литература, как учитель
Весьма неожиданным оказалось то, что художественная литература продемонстрировала себя как наиболее эффективный "учитель" этих цветовых ассоциаций, даже превзойдя по своей "обучающей" способности крупные современные языковые модели, разработанные на основе искусственного интеллекта.
По мнению исследователей, такие устойчивые связи формируются в нашем сознании через сложные опосредованные совпадения в языке. Например, красный цвет часто упоминается в контексте огня, жара или сильных эмоций, которые физически ощущаются как "горячие". Аналогично, синий цвет нередко встречается в описаниях воды, льда или спокойствия, которые мы ассоциируем с "холодным".
Соавтор исследования, Гэри Лупян, подчеркнул поразительный факт: "Удивительно, но слепые люди демонстрируют те же самые цветовые ассоциации, что и зрячие. Это убедительно доказывает, что язык сам по себе обладает мощной способностью передавать даже такие сложные сенсорные связи, которые, казалось бы, напрямую зависят от визуального опыта".
Результаты исследования могут объяснить, почему культурные цветовые ассоциации часто обнаруживают поразительное сходство у людей, выросших в совершенно разных условиях и обладающих различным жизненным опытом. Если эти ассоциации действительно укоренены в самой структуре языка, то общие лингвистические закономерности могут лежать в основе универсальных цветовых метафор, которые мы встречаем в различных культурах по всему миру.