14/12/23

Случайно забрались в самое сердце противника: самый необычный случай в морском флоте СССР

В 1981 году произошёл инцидент, который серьёзно осложнил советско-шведские отношения. Субмарина С-363 ВМФ СССР случайно (а может и нет) оказалась в территориальных водах скандинавского государства, пройдя по весьма узкому фарватеру, известному только шведам. Этот случай стал самым необычным в истории морского флота Советского Союза.

Приплыли…

По данным ТАСС, советская подлодка №137 во время «обычного учебного плавания» в Балтийском море из-за ошибки в навигации оказалась в шведских водах и села на мель. Произошло же это в самый разгар секретных шведских торпедных испытаний. Командовал С-363 капитан 3 ранга Анатолий Гущин.

Василий Беседин, который 42 года назад был капитан-лейтенантом и замполитом подлодки, позже рассказывал, что в конце октября субмарина отправилась в плановый двухнедельный подход. Началось путешествие из ряда вон плохо. Уже спустя сутки рыбацким тралом была повреждена антенна радиопеленгатора, но на базу подлодке вернуться не разрешили, приказав рассчитывать на резервное оборудование. Оно-то в итоге и подвело.

27 октября, на девятый день плавания, субмарина села на мель в непосредственной близости от шведского острова Турумшер, изначально пройдя по секретному, в 12 метров ширины, фарватеру. Экипаж было попытался ликвидировать последствия ЧП самостоятельно, но своими силами обойтись не удалось.

На мели

Как раз в этот момент на Турумшере находился помощник военно-морского атташе США в Швеции капитан Эдмонд Поуп, благодаря которому центром внимания всего мира после происшествия стал Стокгольм. Вскоре на шведский клочок суши прибыл советский военно-морской атташе Юрий Просвирнин.

Моряки-подводники отказались покидать субмарину, а им на помощь уже спешила эскадра Балтфлота.

Но всё же конфликт удалось погасить. После многодневных переговоров шведы сняли С-363 с мели, и она своим ходом отправилась на базу в Лиепае, куда прибыла 7 ноября.

Данный инцидент обошёлся Советскому Союзу в 5 миллионов шведских крон и миллион американских долларов, которые пришлось выплатить за работы по спуску подлодки. Уже после возвращения домой капитана Гущина перевели на береговую должность, а ещё одного офицера уволили из рядов ВМФ.