Смерть в традиционной русской культуре — не конец, а великий переход в иной мир. И к этому путешествию готовились с особым тщанием, собирая особый погребальный набор — «смертный узел». Эта традиция, уходящая корнями в глубь веков, во многих деревнях жива до сих пор.
Как готовились к уходу
Подготовка к смерти была естественной частью жизни. Мужчина заранее мастерил себе и жене долбленые гробы, по форме напоминающие тело. Считалось дурной приметой сделать гроб слишком просторным — это сулило новую смерть в семье. Женщина же была ответственна за главное — сбор «смертного узла» для себя, мужа и пожилых родственников.
Это был акт заботы о близких: собрав всё необходимое, пожилые родители избавляли уехавших в город детей от хлопот и трат в печальный час. Хранился такой узел на дне сундука, завернутый в платок и перевязанный с угла на угол. С 1970-х годов его стали складывать в старые фанерные чемоданчики.
Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.
"Ева согрешила раньше, чем Адам": кто на самом деле был его отцом Каина
Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.
Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».
В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.

