31/08/24

«Смертоносная борьба Бартису»: каким боевым искусством владел профессор Мориарти

В 1901 году в Англии был издан рассказ Артура Конан Дойля «Пустой дом», повествующий о возвращении Шерлока Холмса после поединка с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада. В произведении упоминается некое боевое искусство «бартису», которым владел злодей. Современный читатель, скорее всего, сочтет этот вид борьбы выдуманным. Но англичане начала XX века нисколько не удивились.

Искусство самозащиты

Дело в том, что на рубеже XIX-XX веков в Британии было создано и обрело популярность искусство самозащиты под названием «бартитсу». Сейчас уже сложно сказать куда «потерялась» одна буква: то ли сэр Конан Дойль пропустил ее случайно или намеренно, то ли это произошло при переводе на русский.  Основателем этого боевого искусства был британский инженер Эдвард Бартон-Райт, ранее несколько лет живший в Японии. Там он, по собственному утверждению, и освоил «самозащиту во всех ее видах». За основу Бартон-Райт взял джиу-джитсу, добавив элементы бокса, савата, фехтования и дыхательной гимнастики. К слову, само название боевого искусства образовано от имени создателя и слова «джиу-джитсу».

Джентльменский клуб

В то время подобные начинания при надлежащей рекламе неизменно пользовались успехом. Бартон-Райт активно занялся раскруткой своего джентльменского клуба. Пользуясь личным знакомством с создателем дзюдо профессором Дзигоро Кано, он выписал из Японии нескольких инструкторов. Также в качестве преподавателей Бартон-Райт привлек ряд известных в ту пору борцов и бойцов. Вскоре клуб бартитсу стал настоящим элитарным клубом, в котором состоял даже полковник Джордж Малкольм Фокс, занимавшийся ранее физподготовкой частей британской армии.

В реальной обстановке

Хотя ни одного описания боевого искусства его создатель не оставил, известно, что оно представляло собой смесь стилей и приемов, ориентированных на применение в реальной обстановке. При этом в зависимости от дистанции предполагалось использовать различные боевые техники: фехтование тростью, удары ногами или руками, захваты и борцовские приемы.

Сам Бартон-Райт рассказывал, что однажды на показательных выступлениях победил семерых противников за три минуты. Правда, никаких других свидетельств кроме его рассказа больше не было. Так что есть все основания полагать, что Бартон-Райт был всего лишь талантливым аферистом. Ведь когда его пригласили продемонстрировать свое боевое искусство перед принцем Уэльским, он отказался, сославшись на травму руки. А вскоре клуб был закрыт…