Борьба между Россией и Польшей за гегемонию в Восточной Европе уходит своими корнями в глубокое прошлое. Русские и поляки, помимо того, что являются двоюродными родственниками, находились на одинаковом уровне материального и общественного развития и сталкивались с похожими проблемами. И России, и Польше приходилось отстаивать свой суверенитет в борьбе как с западными, так и восточными захватчиками, грабить друг друга, занимать соседскую территорию.
Конфликт из глубины веков
Очередной виток противостояния произошел в начале XX века, когда после череды революций политическая карта Европы была радикальным образом перекроена. После четырех разделов была возрождена Польша, однако теперь ее территории представляли собой значительно усечённый вариант прежней Речи Посполитой. В то же время на востоке, несмотря на продолжающуюся гражданскую войну, набирала силы Советская Россия. В ходе Советско-польского конфликта Польше удалось вернуть часть территорий Западной Украины и Белоруссии. После тяжелого поражения маршала Тухачевского под Варшавой СССР был вынужден заключить мир, однако взаимоотношения двух стран продолжали оставаться напряженными. В копилку взаимных обид была добавлена и изрядная жестокость, которую поляки и русские проявляли друг к другу во время этого конфликта.
Разговоры о новой большой войне в Европе ходили с самого начала 30-х годов. И для многих стран с реваншистскими амбициями это был отличный повод вернуть часть утраченных земель, а также, возможно, приобрести новые территории. Такие планы имелись и у Польши, и у СССР. Первая успела поучаствовать в Мюнхенском соглашении 1938 года, когда при разделе Чехословакии предъявила территориальные претензии на Тешинскую область. Любопытно, что во время работы над соглашением интересы Польши представлял не кто иной, как Адольф Гитлер.
В конце августа 1939 года, за неделю до нападения Гитлера на Польшу, СССР и Германия заключили пакт о ненападении, по результатам которого к Советской России отходила часть утраченных после революции земель.
О взаимных территориальных претензиях братья славяне не чурались говорить вслух. Отец польского государства Юзеф Пилсудский активно продвигал концепцию «Междуморья» — конфедеративного государства, куда входили бы все страны и народы, находящиеся между агрессорами Германией и Россией. Само собой, проект предполагал включение в состав Междуморья территории Украины и Белоруссии, пусть и частично, но находившихся в составе СССР.
Сталин тоже видел полноценные Украину и Белоруссию в составе социалистического государства и ждал подходящей возможности. А Европа тем временем двигалась к краю самой чудовищной катастрофы в своей истории...
Начало войны
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Одним из поводов силового решения конфликта был отказ польского правительства предоставить сухопутный и морской транзит через так называемый «Польский коридор». Это узкая полоска земли, обеспечивавшая Польше выход к Балтийскому морю, но в то же время отделявшая от Германии эксклав Восточную Пруссию. «Польский коридор» был включен в состав возрожденной Польши по условиям Версальского договора. И разумеется, Гитлер мечтал исправить эту досадную ошибку истории.
Польская компания, как и планировал Гитлер, завершилась за несколько недель. Важную роль сыграла лучшая подготовка и техническое оснащение немецкой армии. Несмотря на то, что знаменитая сцена сабельной атаки польских улан на немецкие танки является не более, чем вымыслом, Польша по-прежнему активно использовала кавалерию, правда, вооруженную огнестрельным оружием.
Несмотря на то, что призрак войны ходил по Европе вот уже несколько лет, складывается впечатление, что польская армия была не готова к нападению Гитлера. Вероятно, командование страны больше ожидало удара с востока, со стороны Советской России. Тем не менее, польские офицеры показали не самые лучшие организаторские способности, несмотря на отдельные случаи героизма. Примечательна оборона деревни Визна, получившая название «польских Фермопил». В ходе сражения 720 солдат в течение нескольких дней сдерживали натиск 10-й танковой дивизии Вермахта, уничтожив не менее 10 танков с помощью двух противотанковых ружей.
Новый польский поход РККА
17 сентября польское правительство покинуло страну, перейдя румынскую границу. В этот же день в Польшу вступили советские войска. В официальной ноте польскому послу от 17 сентября 1939 года говорилось, что основной причиной военной операции было «взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии, Западной Украины». По поводу ряда договоров, обеспечивающих мирное соседство двух стран, СССР недвусмысленно заявлял, что поскольку Польша в ходе действий Гитлера потеряла независимость, то и заключенные ранее пакты юридической силы больше не имеют.
Советская армия не встречала серьезного сопротивления по мере продвижения вглубь Польши по ряду причин. Во-первых, страна была полностью дезорганизована вторжением Гитлера, бегством правительства и общей неопределенностью происходящего. А во-вторых, большинство солдат на востоке страны были этническими украинцами и белорусами, которые не испытывали особого желания воевать за польское государство. Тем не менее, официальные потери СССР составили более 700 человек, зачастую не столько из-за вражеских действий, сколько из-за проблем с дисциплиной. Польские же гражданские и военные потери оцениваются в 3 500 тысячи человек.
Опуская разговор о дальнейших переговорах и соглашениях, перейдем к тому, что осенью 1939 года у СССР и Германии появилась общая граница. Гитлер оставил за собой Лодзь, Варшаву и Краков, Сталин, как и предполагал, вернул Белосток, Брест и Львов. Нет сомнений в том, что не выдвини СССР войска навстречу Вермахту, во власти Гитлера оказалась бы вся тогдашняя территория Польши.
В этом случае Германия получала идеальный плацдарм для вторжения в СССР и немцы не атаковали бы Брестскую крепость, где завязли почти на месяц, а сразу начали бы наступление на Минск. К каким последствиям привел бы такой расклад событий, можно только гадать, но ситуация была явно не в пользу СССР. Ведь даже значительно сдвинув границу на Запад, Советская армия уже к 1 декабря 1941 года потеряла контроль над странами Балтии, Белорусиией и большей частью Украины. Вермахт продвигался к Москве быстро, но все же недостаточно, чтобы уложиться в планы Блицкрига и захватить столицу до наступления зимы. Удалось бы это Гитлеру, начни он наступление под Минском? Мы этого, к счастью, никогда не узнаем.