22/09/25

Снохачество: что известно о самой темной стороне крестьянской жизни

В истории русской деревни XVIII–XIX веков существовало явление, которое современному человеку может показаться шокирующим. Речь идет о снохачестве — практике сожительства свекра (отца мужа) со снохой (женой своего сына). Несмотря на осуждение со стороны общества и церкви, эта традиция была распространена в некоторых регионах и долгое время оставалась частью сурового крестьянского быта.

Причины снохачества

Историки видят корни снохачества в сложном переплетении социально-экономических причин. Главным фактором стала рекрутская повинность, которая длилась 25 лет. Молодые крестьянки, выходившие замуж в 17–18 лет, уже к 21 году часто оставались одни, пока их мужья были на службе. Как отмечали современники, общество относилось к таким «солдаткам» с известной долей снисхождения. В условиях отсутствия кормильца некоторые женщины по собственной воле или под давлением вступали в связь со свекром, который становился главным мужчиной в доме. Даже без армии молодые мужчины были вынуждены уходить на заработки в города на долгие месяцы и даже годы. Их жены оставались в хозяйстве свекра, попадая в аналогичную зависимость. Этнографы также отмечают и другую причину. Сыновей в крестьянских семьях женили очень рано, в 12–13 лет, при этом невестами часто становились девушки постарше — 16–17 лет. Неопытность юного мужа и возрастной дисбаланс создавали почву для злоупотреблений со стороны отца семейства.

Как боролись с грехом?

Несмотря на то, что снохачество не являлось на селе чем-то из ряда вон выходящим, отношение к мужчинам, которые сожительствовали со своими снохами, было негативным, как со стороны общества, так и со стороны церкви. Например, мнение снохача могли не принимать в расчет на сходе деревенской общины. К тому же снохачество отождествлялось с инцестом, потому как жена сына считалась полноправным членом семьи, а, значит, и прямой родственницей свекру.

В начале ХХ века Русская Православная церковь утвердила, что доводом к расторжению церковного брака, помимо измены, мог являться и факт снохачества.

Исчезновение снохачества

Исчезновению снохачества поспособствовали вовсе не законы. Хотя историк Оршанский в своих трудах и ставит в пример случай, когда свекра лишили «большины» по обвинению в снохачестве, это, скорее, исключение, чем правило. Чаще всего на жалобы женщин внимания вообще не обращали.

К счастью, к концу XIX – началу ХХ века данное явление было практически полностью уничтожено. К тому времени многие семьи стали жить отдельно от своих родителей, что, несомненно, являлось почти непреодолимым препятствием для развития снохачества.