Создатель ВЧК Феликс Дзержинский умер в Москве в 1926 году, будучи ещё не старым человеком. Мало кто знает, что его жена Софья пережила «железного Феликса» на целых 42 года.
«Революционная» любовь
В 1905 году 23-летняя дочь варшавского бухгалтера, Софья Сигизмундовна Мушкат, присоединилась к партии польско-литовских социал-демократов (с 1906 года часть РСДРП). Однажды на квартире у подруги-революционерки она познакомилась с неким «Юзефом» – «необычайно любимым руководителем польских рабочих». Однако их пути ещё долго не пересекались. Даже настоящее имя и фамилию Феликса Дзержинского Софья узнала только в 1909 году.
По-настоящему сблизились революционеры «Чарна» и «Юзеф» лишь в австрийском Кракове в 1910 году. Девушку в ту пору выслали за границу, а Дзержинский попал в Европу, сбежав из сибирской ссылки. Она заметила, что на его лице после перенесённых страданий появились «глубокие морщины».
«Юзеф предложил мне помочь ему привести в порядок архив партийных изданий. Я охотно согласилась. На следующий же день я отправилась на квартиру Юзефа, чтобы приступить к работе», – писала Софья в книге воспоминаний «В годы великих боёв».
Помимо работы пара совершала прогулки в окрестностях Кракова, во время которых Дзержинский рассказывал девушке о своей жизни. Своим «свадебным путешествием» Софья называла одну из пеших вылазок в Татры в августе 1910 года, когда политические соратники переночевали в домике на окраине города Закопане. Было ли когда-либо совершено официальное бракосочетание, не вполне ясно – ни место, ни точную дату свадьбы Дзержинских источники не называют. Зато известно, что через несколько дней после возвращения в Краков Софья переехала в квартиру Дзержинского.
Восемь лет врозь и восемь лет вместе
Софья Мушкат не была первой любовью Дзержинского. Известны, к примеру, его юношеские пламенные письма к ссыльной Маргарите Николаевой. Много места занимал эпистолярный жанр и в отношениях с Софьей. Из-за перипетий революционной борьбы в течение 8 лет Дзержинские прожили врозь – в последний раз они увиделись 28 ноября 1910 года на вокзале в Кракове. Сына Яна Софье пришлось рожать в женской тюрьме в Варшаве. Однако Дзержинский всегда находил для жены слова поддержки:
«Неоднократно, когда я думаю о тебе, о ребёнке, несмотря на всё и вопреки всему, меня охватывает какая-то удивительная радость… И в душе что-то говорит мне, что наше солнце ещё не зашло», – писал он Софье 31 марта 1911 года.
Воссоединилась семья лишь в октябре 1918 года в швейцарском Берне. «Мы бросились друг другу в объятья, и я не могла удержаться от радостных слёз», – вспоминала Софья.
В 1919 году она вместе с сыном приехала в Советскую Россию. Хотя полноценной семейной жизни у Дзержинского, в связи с большой загруженностью, не было, изредка по совету товарищей он всё же отдыхал в семейном кругу. Известен, например, совместный снимок Феликса и Софьи Дзержинских, сделанный в 1923 году на подмосковной даче.
После Феликса
Овдовев, Софья Сигизмундовна продолжала жить в Кремле. Некоторое время она работала в Польском бюро агитпропотдела ЦК ВКП(б), а с 1929 года стала научным сотрудником и ответственным редактором Института Маркса – Энгельса – Ленина.
Софья Дзержинская активно вела переписку и встречалась с пионерами и комсомольцами, рассказывая им о жизни своего мужа. В 1937 году она получила назначение в аппарат исполкома Коминтерна, в 1946 году вышла на пенсию. Сталин, ценивший Дзержинского как создателя «машины террора», помогал его семье. Например, в 1947 году он выделил Софье Дзержинской автомобиль «Победа» и личного водителя.
В эпоху брежневского застоя имевшая партийный стаж с 1905 года Софья Дзержинская считалась «старейшей большевичкой». Она продолжала вести активную общественную жизнь и пропагандировать наследие «железного Феликса». В 1963 году Софья Дзержинская встречалась с Юрием Гагариным. До последних дней она была заместителем председателя Центрального правления общества советско-польской дружбы. Скончалась жена Дзержинского 27 февраля 1968 года в возрасте 85 лет, центральные газеты сообщили о её смерти только через 2 дня.