Рассекреченные военные архивы открыли неприятную правду – нацисты с легкостью формировали русские авиационные отряды благодаря неиссякаемому потоку советских летчиков, переходивших на сторону врага вместе со своими боевыми машинами.
Есть только предатели
Лев Мехлис, руководивший Главным политуправлением, сделал заявление, во многом поспособствовавшее росту числа перебежчиков из Красной Армии. В самом начале 1942 года он сказал, что среди красноармейцев нет пленных, а есть только предатели. Таким образом, почти 4 миллиона русских солдат, терпевших в немецких лагерях чудовищные муки и погибавших от голода и холода, узнали, что домой их никто не ждет.
Отчаявшимися людьми было довольно просто управлять, чем и воспользовался «главный» советский предатель – генерал Андрей Власов. Получивший от своих покровителей одобрение на формирование собственных добровольческих отрядов, он ездил по лагерям военнопленных и агитировал недавних товарищей воевать на немецкой стороне. Власов напирал на тиранию коммунистических лидеров и необходимость свергнуть большевистский режим ради освобождения России, — пишет Ю.А. Квицинский в работе «Генерал Власов: путь предательства».
Власову активно помогал Виктор Иванович Мальцев, который когда-то инструктировал самого Чкалова, а к 1937году возглавлял авиацию Сибирского военного округа. Он сам пришел в немецкую комендатуру в качестве добровольца на агитационную работу. Б.П.Плющов в книге «Генерал Мальцев» приводит распространявшиеся им листовки, в которых Мальцев рассказывал, как искренне верил и в коммунизм, и в скорое счастливое будущее. Но оказалось, что он лишь служил орудием политических интриг Сталина, которому отдал и свою молодость, и свои таланты. Слова «разочарованного» генерала помогли завербовать десятки советских летчиков, включая героя Советского Союза капитана Семена Бычкова.
Немецкие или советские «соколы»?
Идея организовать отряды из пленных советских лётчиков и направить их против собственных соотечественников принадлежит подполковнику люфтваффе Г. Хольтерсу. Приход Виктора Мальцева оказался своевременным – именно ему было поручено создать, а впоследствии и руководить русским авиационным отрядом.
Согласно К.М. Александрову и его труду «Русские солдаты вермахта», первая авиационная часть была готова в октябре 1943 года. Пилоты с ежемесячным жалованием в 16 000 рейхсмарок, количество которых уже составляло около 5000 человек, отказались от свастики в пользу Андреевского креста. Помимо пополнения гитлеровской армии, перебежчики позволяли нацистам изучать боевые качества советской техники и использовать ее для собственных побед. Сами же они летали как на советских, так и на немецких машинах – истребителях, бомбардировщиках, разведывательных самолетах, а также пользовались аэродромами и топливными складами.
Сведений о каких-либо важных боях «соколов Власова или Мальцева» нет, а несколько официально задокументированных вылетов в масштабах войны не имели особенного значения.
Наибольшее количество переходов на сторону врага было зафиксировано в начале войны, когда советские летчики сдавались целыми экипажами. Удивителен тот факт, что перебежчиками становились и в самом конце войны, когда поражение Германии было очевидно. Последним случаем дезертирства стал побег одного из экипажей 161-го гвардейского бомбардировочного авиаполка, который в апреле 1945 года покинул боевой строй и скрылся в облаках. О дальнейшей их судьбе ничего не известно.