01/09/22

Сорайя Исфандияри: как внучка российского оружейника стала императрицей Ирана

Иосиф Сталин, как известно, не слишком жаловал особ голубых кровей. Но на свадьбу шаха Ирана и его второй жены Сорайи Исфандияри-Бахтиари в 1951 году советский диктатор неожиданно прислал пышные подарки – норковое манто и настольные принадлежности, украшенные драгоценными камнями карбонадо. Вероятно, Сталин был осведомлён, что новая супруга персидского владыки имеет российские корни.

Происхождение

Дед иранской императрицы Франц Карл, уроженец Санкт-Петербурга, в начале XX века занимался усовершенствованием оружия в России. Вероятно, по национальности он был балтийским немцем. В жёны Франц взял девушку из эстонского города Пярну. Их дочь Ева Карл родилась в 1906 году в Москве. Ещё до Первой мировой войны семья переехала из России в Германию.

В Берлине Ева Карл работала в сфере торговли – пока не встретилась с молодым иранцем Халилом Исфандияри-Бахтиари (также встречается написание Асфандияри), получавшим образование в Берлинском университете. Халил покорил Еву не только видной внешностью, но и социальным статусом. Он был членом одного из влиятельнейших кланов Ирана. Семейство Исфандияри занимало ключевое положение в воинственном племени бахтиаров, штыки которого нередко меняли иранскую историю.

Немка и иранец поженились в 1926 году. Их первый ребёнок, Сорайя, родилась на шестом году брака, когда семья проживала в Исфахане. Экзотическая смесь кровей обеспечила девочке невероятную красоту, которой впоследствии восхищались многие сильные мира сего, например, президент США Джон Кеннеди. У Сорайи были необычные сине-зелёные глаза и тонкие черты лица. Её детство прошло в разъездах между тремя странами – Персией, Германией, где служил послом её отец, и Швейцарией. Кроме фарси и немецкого языка Сорайя обучилась французскому и английскому.

Брак с шахом

В 1945 году первая жена иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, египетская принцесса Фавзия Фуад, недовольная мужем, уехала в Каир. Шах пытался вернуть её, но после трёх лет переговоров официально оформил развод. Народу объявили, что египтянке не подошёл «персидский климат». Опозоренный правитель стал холостяком и тут же начал подыскивать невесту – на сей раз не иностранку. Уже в тот день, когда 29-летний Мохаммед Реза впервые увидел 16-летнюю Сорайю, он попросил её руки. Разумеется, отец девушки не мог отказать шаху в просьбе.

Бракосочетание состоялось через 3 года, и было проведено с огромной помпезностью. Свадебное платье Сорайи, украшенное сотнями бриллиантов, жемчугом и перьями марабу, весило 20 килограммов. Поселившись во дворце, по-европейски образованная девушка пыталась бороться с излишествами персидского придворного церемониала. Она также оказывала влияние на шаха в политических вопросах и занималась благотворительностью.

Развод и дальнейшая жизнь

Внешне всё шло хорошо, но Сорайя всё больше приходила в уныние, за что её даже прозвали «принцессой с грустными глазами». Шах ждал от жены наследника – но оказалось, что она бесплодна. Хотя медицинские светила лишь разводили руками – уровень науки в то время ещё не позволял установить точные причины болезни. В 1958 году шах и его жена развелись. Сорайя могла остаться императрицей, но не захотела, чтобы Мохаммед Реза при ней взял вторую жену. По её мнению, которое шло вразрез с нормами ислама, многоженство было нарушением святости брака. Примечательно, что уехав из Ирана, она перешла в католицизм.

Сорайя сохранила королевский титул и получила от мужа щедрые «отступные», однако так и не оправилась от потрясения, вызванного разводом. Она долгие годы страдала депрессией и пыталась найти утешение в кратковременных романах. Замуж Сорайя больше не вышла. Некоторое время она пробовала себя в качестве актрисы. Помня о российском прошлом своих предков, экс-супруга шаха согласилась сыграть главную роль в фильме о Екатерине Великой. Это могла быть единственная лента в истории кино, в которой императрица сыграла бы другую императрицу – однако проект не был реализован. Последние годы Сорайя Исфандияри-Бахтиари провела во Франции, умерла она в 2001 году. Немалое состояние покойной разделили между собой благотворительные организации.