Этот нелицеприятный фразеологизм, к слову, был известен и танкостроителям завода «Красное Сормово» – руководству предприятия вышестоящее начальство передавало крепкие «пожелания» советских танкистов, вынужденных страдать от производственных огрехов сходивших с конвейера «тридцатьчетверок».
Предыстория «танкового кризиса»
По данным, собранным современным российским военным историком Павлом Пустыревым, к 1942 году в РККА наступил так называемый «кризис надежности» отечественных танков: автор фундаментального документального исследования о деятельности советской танковой промышленности времен Великой Отечественной войны Арсений Ермолов писал, что для Т-34 1942 год стал самым трудным, поскольку качество изготавливаемых танков на тот момент было очень плохим, и это подтверждалось прежде всего боевыми показателями.
Автор книг об истории танка Т-34 Михаил Барятинский писал, что к 1942 году порядка 50% находившихся на вооружении «тридцатьчетверок» требовали ремонта, а советские танкисты всячески избегали идти в бой на этих танках, даже умышлено ломали их: они знали, что в боевых условиях техническое состояние Т-34 может подвести – огневая мощь и отчасти бронезащита наших легендарных танков уступали немецким аналогам.
Минусы Сормовского завода
Данные Центрального архива Нижегородской области говорят о том, что массовый выпуск танков Т-34 на местном заводе No 112 («Красное Сормово») осложнялся целым рядом обстоятельств: слабой материальной базой, нехваткой конструкторов, отсутствием необходимой помощи со стороны Наркомата танковой промышленности. Вдобавок рабочие завода No 112 и сотрудники ИТР не имели опыта постройки таких танков, организация труда на предприятии оставляла желать лучшего. Комплекс этих причин порождал неизбежный брак на выходе изделий, причем даже на уровне их отливки.
Трещины в бронекорпусах к 1942 году достигли 35% от общего количества выпускаемых танков, и этот брак зачастую выявлялся в боевых условиях, когда заваривать броню не было никакой возможности.
В феврале 1942 года нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев подписал указ, в котором, в частности, говорилось, что Кировский и Сормовский заводы допускают серьезные дефекты при производстве танков Т-34, и это непременно необходимо исправить. Из-за нехватки рабочей силы, оборудования и материалов на производственных участках этих заводов в итоге страдала бронезащита «тридцатьчетверок», на которую поступали постоянные жалобы с фронтов. К весне 1942 года ситуация с этим стала известна Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину, и вызвала его гневную реакцию.
Выправление положения
В результате Госкомитет обороны СССР вынес спецпостановление по поводу низкого качества производства танков Т-34, выпускавшихся сормовским заводом No 112. В этом документе, в частности, предписывалось отменить выполнение ряда технологических операций, связанных со сваркой деталей Т-34, которые способствовали образованию трещин в бронезащите танков.
В итоге, по данным документов Центрального архива Минобороны РФ, выпуск бракованных корпусов бронемашин пошел на спад: согласно отчетам, к первому полугодию 1945 года он составил всего 5,4 % (в 1943 году – 14,4 %). Историк отечественного танкостроения времен Великой Отечественной Михаил Свирин в одной из своих книг писал, что уже к осени 1943 года Т-З4 не напоминал прежних «уродов».
Сталин про «сормовских уродов» знал
Про «сормовских уродов» наркому танкостроения Вячеславу Малышеву в начале лета 1943 года Иосиф Сталин написал лично. Главком пожелал наркому оправдать надежды «наконец что-то сделать с «сормовским уродом», на котором боятся воевать наши танкисты». Эту цитату-напутствие из сталинского письма также приводил Михаил Свирин в своей книге «Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943 – 1955».
... Вячеслав Малышев в 1944 году получил звание Героя Соцтруда. Это звание ему присвоили именно за отличие в работе по организации танковой промышленности во время войны.
Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси