17/09/19

Советские беспилотники 30-х годов: почему они не помогли на Великой Отечественной войне

Использование беспилотных летательных аппаратов считается характерным признаком войн современности и, вероятно, ближайшего будущего. Однако мало кто знает, что уже в 1930-х годах Советский Союз, готовясь к грядущей войне, испытывал самолёты на радиоуправлении, способные доставлять на позиции врага тонны взрывчатки.

«Планеры специального назначения»

Отечественным пионером разработки беспилотников стало учреждение, казалось бы, не имеющее отношения к авиации – «Научно-исследовательский минно-торпедный институт» в Ленинграде. С 1933 года здесь, в специально созданной лаборатории No22, под контролем конструктора Соломона Валка создавали «планер специального назначения». По задумке авторов, этот летательный аппарат предназначался для атак на береговые укрепления и морские суда. Посылать к ним пилотируемые бомбардировщики было опасно из-за активности зенитной артиллерии.

В 1935 году по заказу НИМТИ Особое конструкторское производственное бюро (главный конструктор Павел Гроховский) выпустило модель ПСН-1, вернее, её опытные образцы. Планер с прикрепленной к нему торпедой или просто зарядом взрывчатки подвешивался к крылу тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Когда самолёт оказывался в воздухе, планер отцепляли. Дальнейшее наведение на цель происходило с помощью инфракрасного луча.

Полномасштабные испытания планеров-беспилотников начались в августе 1935 года на одном из озёр в посёлке Кречевицы под Новгородом. Но репрессии в отношении Михаила Тухачевского в 1937 году затронули и курируемую им сферу дистанционно управляемых боевых машин. В результате ареста сотрудников ОКБ серия планеров так и не увидела свет.

В первый год Второй мировой войны было решено выпустить новую модель – ПСН-2 конструктора Василия Никитина.

«ПСН-2 мог нести бомбу ФАБ-1000 весом 1000 кг или торпеду аналогичного веса. В качестве самолета-носителя для ПСН-2 первоначально планировалось использовать самолеты ТБ-3, а в дальнейшем ДБ-3, но серийное производство последней машины несколько раз откладывалось», — отмечает Михаил Козырев в книге «Авиация Красной Армии».

В июле 1940 года работы по разработке планеров спецназначения внезапно были свернуты по приказу наркома ВМФ Николая Кузнецова. Ни один боевой вылет так и не состоялся.

Рухнувший «Дедал»

Параллельно в «Остехбюро» велись работы по переделке самого бомбардировщика ТБ-3 и предшествовавшей ему модели ТБ-1 в радиоуправляемые самолёты. «Начинкой» данных аппаратов служила телемеханическая система «Дедал», которая могла управлять бомбардировщиком в воздухе, но не при взлёте. Поэтому предполагалось, что ТБ-3 будет поднимать на крыло лётчик. При подлете к цели пилот должен был, рискуя жизнью, пересесть на истребитель И-15. Тем временем летящий следом самолёт управления доводил боевую миссию до завершения. В 1940 году эти наработки нашли окончательное воплощение в системе боевых тандемов. В паре с радиоуправляемым самолётом-торпедой ТБ-3 летел управляющий самолёт – бомбардировщик СБ-2 или ДБ-3. До практических испытаний дело дошло лишь на второй год Великой Отечественной войны. С помощью беспилотника планировалось уничтожить 4 тоннами взрывчатки железнодорожный узел в Вязьме, удерживаемый немцами. Но в решающий момент отказала электронная аппаратура (в антенну радиопередатчика на самолёте ДБ-3Ф попал осколок зенитного снаряда). В итоге ТБ-3 упал, не долетев до цели. Судьба второго боевого тандема сложилась еще хуже – оба самолёта были уничтожены прямо на аэродроме.

Больше к теме беспилотников не возвращались до 1944 года, когда авиаконструктор Владимир Вахмистров предложил проект боевого планера, оснащённый гироскопическим автопилотом. К слову, похожую систему немцы устанавливали на самолёты-снаряды «Фау-1», с помощью которых летом 1944 года бомбили Лондон. Задумка Вахмистрова так и осталась лишь на бумаге.

Таким образом, дорогостоящая разработка беспилотников не принесла никаких практических результатов на войне. Самые смелые идеи отечественных конструкторов не были реализованы из-за технического отставания страны.