В штрафные подразделения РККА и вермахта направлялись военнослужащие с запятнанной репутацией, и их бросали на самые тяжелые участки фронтов или для выполнения карательных функций (гитлеровские соединения, такие, как дивизия СС «Дирлевангер»). В вермахте штрафники появились позже, чем в Красной Армии.
Для чего их создавали
Известный российский публицист Сергей Варшавчик пишет, что в Красной Армии штрафроты впервые возникли уже через год после создания РККА – в 1919 году, и инициатором формирования подобных подразделений был Лев Троцкий. В Великой Отечественной войне штрафные части начали комплектовать с конца июля 1942 года после выхода знаменитого приказа Иосифа Сталина No 227, более известного как «Ни шагу назад!».
Как сказано в тексте приказа, советские штрафбаты формировались для укрепления воинской дисциплины в критический период, когда РККА уже оставила Украину, Белоруссию, Прибалтику, Донбасс и многие другие территории СССР. Причем Сталин прямо ссылался на положительный гитлеровский опыт – когда в вермахте ухудшилась ситуация с соблюдением приказов командования, там приняли решение о создании 100 рот и порядка 10 штрафбатов, куда зачислялись нарушители воинской дисциплины.
Как уточняет Сергей Варшавчик, Сталин, ссылаясь на данный опыт вермахта, имел ввиду поражения гитлеровцев под Москвой, Ростовом-на-Дону и Тихвином в начале 1942 года, тогда созданные немцами штрафные подразделения распределялись по периметру Восточного фронта.
Чем отличались гитлеровские и советские штрафники
В книге Александра Пересвета «По ту сторону прицела, по эту сторону души», есть эпизод с беседой автора, в которой Пересвет расспрашивает одного из гитлеровских штрафников, воевавшего в подразделении Feldstrafgefangenabteilungen и попавшего в плен (потому в итоге и выжившего). У военнослужащих нацистских штрафбатов, в отличие от аналогичных подразделений РККА, пленение было одним из двух вариантов освобождения от боев. Второй – смерть. В Красной Армии отличившимся в сражениях штрафникам (не обязательно после получения ранений) чаще всего возвращали награды и звания, а также отправляли их в обычные строевые части как искупивших вину.
У гитлеровцев во Второй мировой войне существовали два вида штрафных батальонов – «500-е» и «999-е» (с этих цифр начинались их номера). Первые были боевыми (они назывались исправительными), вторые представляли собой военные каторги, где безоружных солдат и офицеров бессрочно использовали на оборонительных работах. Для проштрафившихся в 999-х батальонах существовали концлагеря, где гитлеровцы находились, будучи лишенными статуса военнослужащих.
В отличие от штрафбатов РККА, гитлеровские подразделения штрафников в СС, куда набирали профессиональных преступников и другие отбросы общества, использовали как карательные – против мирного населения и партизан. Штрафные батальоны Красной Армии, формировались, в основном из нарушителей воинской дисциплины, реже – из осужденных за нетяжкие преступления.
Каратели Оскара Дирлевангера: их боялись и презирали даже в СС
Немецкий историк Хельмут Ауэрбах в 60-х годах ХХ века в своей книге «Die Einheit Dirlewanger» писал о самом знаменитом подразделении штрафников СС, отметившимся во Второй Мировой войне участием в многочисленных карательных акциях. Эта 36-я дивизия СС состояла из осужденных за тяжкие преступления, и ее численность к 1944 году достигала 6 тысяч человек. По данным британского военного историка Гордона Уильямсона, только при подавлении Варшавского восстания в 1944 году каратели Отто Дирлевангера уничтожили десятки тысяч мирных граждан. В СССР наиболее известная карательная акция, в которой принимал участие полк этой дивизии, – уничтожение белорусской Хатыни, где подчиненные Дирлевангера сожгли заживо 149 жителей деревни.
Хельмут Ауэрбах, ссылаясь на документы гитлеровского командования, писал, что действия подразделения Дирлевангера из-за неподконтрольности штрафников неоднократно вызывали неприятие даже у высшего руководства СС, а самих карателей откровенно презирали другие эсэсовцы.
Атакующие штрафбатовцы РККА – жуткое зрелище
Одно из самых зловещих штрафных подразделений для немцев в Великой Отечественной – «банда Рокоссовского», как сами гитлеровцы прозвали 8-й отдельный штрафной батальон (по фамилии командующего Центральным фронтом Константина Рокоссовского). Курский набор этого штрафбата состоял исключительно из офицеров.
Инженер саперной роты Семен Басов оказался в 8-м ОШБ в качестве рядового после побега из плена и проверки СМЕРШа. Басов писал, что в Курской битве при штурме одной из высот, в котором он сам участвовал, немцы не дождались «бандитов Рокоссовского» и в ужасе бежали, покинув позиции. Басова в том бою ранило, ему после этого сражения приказом Константина Рокоссовского вернули звание и направили из штрафбата в прежнее подразделение, где военный инженер служил до пленения, назначили на более высокую должность.
Рядовой штрафбата Михаил Аллер вспоминал: атака советского штрафного батальона в Великой Отечественной даже для эсэсовцев была страшна – нападающие не давали обороняющимся шанса выжить, рубя немцев основным рукопашным орудием – саперными лопатками. В конце войны советских штрафников смертельно боялись власовцы – как говорил в одном из интервью бывший замкомандира 163-й штрафной роты 51-й армии Ефим Гольбрайх, военнослужащих РОА в РККА в плен предпочитали не брать, расстреливали на месте.