В Советском Союзе огромной популярностью пользовались «садистские стишки» – четверостишия о маленьком мальчике, у которого случайно в руках оказался пулемёт, и девочке, отыскавшей гранату. Их наизусть знали не только дети, но и взрослые. Незамысловатые рифмованные рассказы с упоением цитировали школьники во время перемен и приятели в ходе дружеских посиделок. Такие произведения считались фольклором, но на самом деле у них был автор.
Дурной пример?
Можно предположить, что вдохновение авторы садистских стишков черпали у немца Вильгельма Буша. Он выпустил книжку для детей под названием «Макс и Мориц». Герои этого произведения – два мальчугана – то вешают соседских кур, то подпиливают мост, то насыпают пороху в трубку пастора. В финале их ловит разозлённый крестьянин и относит на мельницу. Книга полна чёрного юмора, но при этом поучительных моментов в ней тоже хоть отбавляй. Вероятно, именно поэтому она и была популярна в Российской империи на рубеже XIX и XX веков.
В нашей стране похождения немецких юных хулиганов решили видоизменить, превратив в «садистские стишки».
Несостоявшийся художник
По одной из версий, автором советского творчества является Олег Григорьев. Он появился на свет в 1943 году и мог бы стать художником, но из художественной школы при институте имени Репина его выгнали «за то, что рисовал не то и не так, что был насмешлив и скандален…».
После этого он работал дворником, кочегаром, сторожем. В начале 70-х Григорьева, уже успевшего пристраститься к алкоголю, принудительно отправили в Вологодскую область на строительство промышленного объекта.
Естественно, такой образ жизни не мог не сказаться на здоровье, и в конце апреля 1992 года он умер от язвы.
Считается, что строки «Я спросил электрика Петрова, для чего ты намотал на шею провод?», написанные Григорьевым, и стали первыми в жанре советских «садистских стишков».
Археолог-рифмоплëт
Журналист, переводчик, историк литературы Игорь Мальский также мог быть автором необычных литературных произведений.
Он родился в 1957 году в Молдавии, учился на истфаке Ленинградского университета и являлся основоположником движения хиппи в СССР. Собственно, за активную приверженность хиппи-культуре его и направила на лечение в психиатрическую больницу.
Выйдя из клиники, Мальский работал археологом, фотографом, а в 90-е годы играл в «Что? Где? Когда?».
«Садистские стишки» могли выйти из-под пера археолога в период обучения в университете. «Поздняя осень, жухнет трава, маленький мальчик колет дрова» – такими строками начинаются «похождения» чуть ли не главного героя стихотворений. Позже появились сантехник Потапов, пионервожатая Клава, маленькая девочка и многие другие персонажи, которые успешно «издевались» над многими сакральными для каждого советского гражданина понятиями.