Сожгли Хатынь и стали бойцами французского Сопротивления: судьба украинских предателей-полицаев

Когда мы слышим слова «боец французского Сопротивления», то полагаем, что речь идет исключительно о бескомпромиссных и убежденных антифашистах. В подавляющем большинстве случаев так и есть. Французское Сопротивление сыграло важнейшую роль в борьбе с гитлеровским нацизмом, а большинство его участников – люди, заслуживающие величайшего уважения. Большинство, но не все. Поскольку были в рядах Сопротивления и коллаборационисты, совершившие предательство дважды.

Предательство первое

Сегодня ни для кого не секрет, что на территории Украины, оккупированной немцами, к сожалению, был очень распространен коллаборационизм. И если многие соглашались на сотрудничество с врагом просто чтобы выжить и облегчить участь своих близких, то предостаточно было и таких, кто шел работать на нацистов из идейных соображений, движимый ненавистью к «русским оккупантам».

Именно из таких «идейных» в январе 1942 года в Киеве был сформирован 115-й шуцманшафт батальон (батальон охранной/вспомогательной полиции). Большая часть полицаев 115-го батальона была до этого в составе известного Буковинского куреня – формирования ОУН* (Организация украинских националистов), работавшего на спецслужбы Третьего Рейха. Курень был распущен по причинам чрезмерного интереса его членов к украинской государственности, каковая совершенно не входила в планы в Гитлера и его окружения. Шуцманшафт батальон – структура гораздо более надежная и отвечающая интересам Рейха.

Помимо бывших ОУНовцев, в батальон вошли военнопленные, согласившиеся сотрудничать, и молодые люди, которых должны были отправить на работу в Германию, но они предпочли служить немцам дома. Возглавил батальон майор Пфаль.

До лета 1942 года бойцы батальона довольно безуспешно занимались борьбой с партизанами на территории Украины. В июле на основе одной из рот 115 батальона был сформирован 118 шуцманшафт батальон, после чего полицаев отправили в Белоруссию, где и совершились главные «подвиги» 115-го и 118-го шуцманшафт батальонов.

В их числе – уничтожение белорусской деревни Хатынь.

Расправиться с деревней, жители которой по предположениям немецких карателей могли оказывать помощь партизанам, было приказано полицаям. Они согнали всех жителей Хатыни в один сарай и подожгли. Когда метавшиеся в огне люди выломали ворота сарая и стали выбегать наружу, по горящим «живым факелам» был открыт пулеметный огонь.

Четкая организованность и продуманность всей операции по уничтожению Хатыни, говорит о том, что полицаи 115-го и 118-го батальонов уже имели опыт таких расправ и действовали по хорошо известному им плану.

Впрочем, это не единственный «подвиг» украинских полицаев на белорусской земле. На их счету множество карательных акций и казней. Оккупанты поручали коллаборационистам ту работу, выполнять которую сами не могли или не хотели – убийство мирных жителей, детей и женщин.

Предательство второе

В июле 1944 года оба батальона были переведены в Польшу. Здесь произошла еще одна реорганизация: из двух этих подразделений был создан 2-й батальон 2-го полка 30-й ваффен-гренадерской дивизии СС.

К этому моменту советские войска заняли Минск, освободили Белоруссию и стремительно продвигались на запад. Было очевидно, что немцы проиграли эту войну, и о сытной, спокойной жизни под крылом новых хозяев придется забыть.

Каратели стали думать о будущем. Погибать за Рейх они не планировали, попасть в плен Красной Армии для них тоже было невозможно: военные преступники знали, что их ожидает.

Выход нашелся, когда стало ясно, что их переводят во Францию. По пути в Вальдагону (на востоке Франции, недалеко от Безансона) украинские коллаборационисты сумели выяснить, как выйти на отряд французских антифашистов (во Франции их называли «маки», ударение на последнем слоге).

Ночью 26 августа 1944 года 2-й батальон совершил побег из своих казарм. Поднятые по тревоге немцы открыли огонь, завязалась перестрелка, но бывшим полицаям удалось уйти, прихватив с собой более трех десятков единиц различного оружия, в том числе противотанковую пушку, пулеметы и минометы. Так было совершено второе предательство.

Батальон численностью 456 человек вошел в состав Французских войск на родине (FFI). Он был переименован во 2-й батальон имени Тараса Шевченко и в таком качестве воевал с немцами. Воевал, нужно отдать ему должное, очень неплохо.

Бывшим полицаям удалось захватить немецкий обоз, а вместе с ним – важные документы и оружие, случалось освобождать города и однажды пришлось выходить с тяжелыми боями из окружения. Жители города Дамблена, из которого батальон имени Шевченко выбил немцев, даже открыли памятник своим украинским освободителям. Французское командование представило к наградам 8 бойцов батальона имени Шевченко.

Чем окончился славный путь

Осенью 1944 года французское командование, подчиняясь требованиям советского посольства, расформировало батальон имени Шевченко. Все его бойцы были отправлены в Марсель, где сдали оружие.

Дальнейшая судьба бывших полицаев сложилась очень по-разному. Французы предложили им выбор: остаться во Франции или вернуться домой.

Часть коллаборационистов обосновалась в Марселе. Другие завербовались во Французский иностранный легион и продолжили свой «славный» боевой путь, подавляя освободительное движение в Индокитае и в Алжире. Надо сказать, что данные о том, сколько именно нацистских преступников отправились воевать за французские колонии в составе Иностранного легиона, до сих пор засекречены. Однако, хорошо известно, что части, в состав которых вошли немцы и коллаборационисты, отличались особой жестокостью.

Наконец, 116 человек из числа бывших пособников нацизма приняли решение вернуться на Родину. В СССР они прошли фильтрационные лагеря и многочисленные проверки. В коллаборации с оккупантами они сознавались охотно, однако, факт службы в 115-м и 118-м батальонах предпочитали скрывать. В 1955 году лица, сотрудничавшие с оккупантами, были амнистированы. Так нацистские палачи получили свободу и даже стали считаться искупившими свою вину. Однако, некоторым не удалось избежать заслуженной кары. Например, уже в 1974 году был изобличен и отдан под суд Василий Мелешко – один из тех, кто расстреливал детей, выбегавших из горящего сарая в Хатыни. Нахождение в рядах батальона имени Шевченко ему не помогло. Пособника нацистов расстреляли.

*запрещённая организация в РФ