Использование в СССР подневольного труда заключённых всегда вызывало критику в так называемом «свободном мире». Однако в 1930-50-х годах капиталистические страны охотно закупали продукцию, произведённую узниками ГУЛАГа.
Лесоповал на экспорт
Одним из главных символов сталинских лагерей стали знаменитые «лесоповалы». Использование труда заключённых при заготовке леса началось в конце 1920-х годов в Соловецком лагере особого назначения.
«С 1928 года соловецкий рак стал расползаться – сперва по Карелии – на прокладку дорог, на экспортные лесоповалы», – отмечал Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ».
Помимо лагерей Русского Севера, зэки валили лес в Сибири и на Дальнем Востоке. Брёвна и доски миллионами тонн гнали на Запад – стране нужна была валюта для осуществления планов индустриализации. Покупатели при этом прекрасно понимали, чей труд использует советская власть.
В 1930 году в США развернулась целая кампания против применения «рабского труда» в Советской России. Поводом к ней, как писала газета New York Herald, стал инцидент с грузом датского парохода «Дансборд». Скандинавские моряки доставили в США брёвна из Архангельска, заказчиком товара выступала «Восточная промышленная компания». Однако при осмотре груза приёмщик леса обнаружил на одном из брёвен русские буквы. Когда по требованию таможни официальный переводчик перевёл «деревянное письмо», оказалось, что оно написано зэком.
Послание начиналось такими словами: «Бойтесь СССР! Бегите от него, как от чумы!» Неизвестный узник сообщал, что группа заключённых, работавшая при погрузке парохода, ежедневно получала в пищу лишь два каравая почти несъедобного хлеба и ведро воды. Заключённые работали на морозе в лохмотьях, с гноящимися ранами. Автор письма добавил, что он пытался подкупить стражу, чтобы бежать, но безуспешно.
Некоторые обороты текста были излишне «мелодраматичными», а отсутствие имён, дат и названий показывает, что «бревно с посланием» вполне могло быть фальсификацией, нацеленной на подрыв лесного экспорта СССР. Заинтересованной стороной в этом вопросе были те же скандинавы, сами зарабатывавшие на экспорте леса. Как следует из дневников дипломата Александры Коллонтай, со Швецией в те годы велись переговоры об экспортном соглашении по лесу.
Однако власти США приняли случившееся за чистую монету. О «деревянном письме» упомянул помощник министра финансов Сеймур Лоуман, комментируя принятое решение запретить ввоз леса из СССР.
Прочие страны предпочитали не отказываться от советского леса, так как он продавался по демпинговым ценам. Согласно данным справочника «Внешняя торговля СССР за 20 лет», в 1929 году за рубеж было поставлено лесоматериалов на сумму 667 млн рублей. Максимального объема экспорт леса достиг в 1930-м году – 743 млн рублей. До самой войны лесоповалы продолжали оставаться ценным источником валюты, давая в год не меньше 336 млн рублей.
«Спонсорами ГУЛАГа» выступали, прежде всего, государства Западной Европы. Так, в Англию в 1930 году было отправлено 1,4 тысячи тонн пиломатериалов на сумму 195,7 млн рублей и прочих лесоматериалов 1,2 млн тонн на общую сумму 78,4 млн рублей. Германия в тот же год закупила пило- и лесоматериалов (кроме фанеры) на 78 млн рублей, а Голландия – на сумму около 106 млн рублей. В числе крупнейших покупателей советских лесоматериалов в годы первой пятилетки были также Латвия, Франция, Япония, Бельгия, Норвегия и Польша.
Другие статьи дохода
Ещё одной важной статьёй сталинского экспорта был каменный уголь. В СССР, конечно, имелись вольнонаёмные шахтёры, их труд прославлялся пропагандой (достаточно вспомнить Стаханова). Однако уголь добывали также зэки Воркутлага, работали заключённые и на шахтах Кузбасса. С 1930 по 1936 годы уголь ежегодно приносил внешнеторговый доход от 42 до 73 млн рублей. Больше всего «чёрного золота» уходило в Англию, Грецию, Италию, Китай, США, Турцию, Францию и Японию.
Заключённые ГУЛАГа производили также нефть и нефтепродукты. Эта статья экспорта достигла пика в 1932 году, когда за границу было отправлено 6,1 тысячи тонн топлива на сумму 469 млн рублей. 80 млн рублей заплатила Франция, крупнейшими покупателями были также Англия, Германия и Бельгия.
Пользовалась спросом за рубежом и другая продукция ГУЛАГа: золото «Дальстроя», алюминий, олово, магний. Таким образом, несмотря на разногласия с большевиками, на практике капиталистические страны способствовали укреплению и поддержанию в Советском Союзе системы подневольного труда.