Средневековье часто воспринимается, как эпоха, в которой главенствующая роль отводилась мужчинам. Они были правителями, воинами, учеными и священниками. Однако культурная жизнь того времени была гораздо более разнообразной, чем это может показаться на первый взгляд. Одним из ярких аспектов Средневековья стало участие женщин в книжном производстве. Об этом рассказали недавние исследования, проведенные учеными из Бергенского университета в Норвегии.
Новые данные о женщинах-писцах
Новое исследование показало, что около 1,1% всех средневековых рукописей, созданных в период с 800 по 1626 год, было написано женщинами. Это может показаться небольшой долей, однако, если учесть общее количество переписанных текстов, то речь может идти о более чем 110 000 произведений. К сожалению, по оценкам, до наших дней сохранилось лишь около 8 000 из них. Но в общем числе дошедших до нас рукописей это немало и свидетельствует о значительном вкладе женщин в книжную культуру того времени.
Методология исследования
Норвежские исследователи провели библиометрический анализ колофонов — специальных текстов, которые писцы добавляли в конце рукописей, указывая свое имя, место и дату создания книги, а иногда и личные комментарии. Ученые проанализировали 23 774 колофона из различных библиотечных и музейных коллекций, выявляя женские имена и самоидентифицирующие выражения. В итоге было найдено 254 колофона, однозначно принадлежащих женщинам-писцам. Этот подход позволил избежать неопределенности в определении пола писца и дать более точную картину участия женщин в книжном производстве.
Интересно, что доля текстов, переписанных женщинами, оставалась относительно стабильной с 800 по 1400 годы. Однако с течением времени наблюдается заметное увеличение их участия в создании рукописей. Это может быть связано с изменениями в социальном статусе женщин, их образованием и доступом к литературе. В отличие от более ранних периодов, когда женская деятельность в области письма была ограничена монастырскими скрипториями, в позднем Средневековье женщины начали активно участвовать в светской литературе и образовании.