16/11/22

«Сталинград», «Свобода», «Родина»: как «советские» партизаны громили немцев во Франции

Лейтенанта Красной армии, Георгия Пономарева, простого сельского парня из Томской губернии, французы прозвали Жоржем. Лейтенант сражался с немцами в ходе тяжелейшей для советских войск Керченско-Феодосийской операции и попал в плен в мае 1942 г., получив контузию.

Начались обычные для русских пленных мытарства в лагерях — в Крыму и в Саарбрюкене на западе Германии, откуда после нескольких неудачных попыток Пономарев все-таки сбежал с еще одним красноармейцем. Пленники перешли границу Германии и Франции, и в одной из деревушек французы их приютили. Для таких беглецов из немецких лагерей было всего два пути — или рано или поздно поймают, и тогда в лучшем случае отправят обратно в лагерь (а скорее всего расстреляют), или в партизаны. Жорж и товарищ, конечно, отправились в леса, где уже прятались и другие советские беглецы и французские «лесные братья».

Партизаны французского Сопротивления помогли Пономареву сколотить свой отряд из 10 человек, в основном русских (но были и поляки, итальянцы, французы, а позже даже алжирцы). Постепенно отряд увеличивался. К тому времени слава о битве на Волге облетела весь мир, и свое подразделение Жорж назвал «Сталинград» — для немцев ничего страшнее и придумать было нельзя (кстати, как пишет историк Д. Белов, существовал еще один отряд Сопротивления под названием «Сталинград», но полностью французский). «Сталинград» Пономарева действовал в окрестностях Вердена, еще одного города, памятного для немцев по кровавым боям Первой мировой войны.

С их появлением «дойчен зольдатен» вновь познали «верденскую мясорубку». Диверсии, взрывы железных дорог и поездов, нападения на отдельные группы немцев, их автоколонны и казармы, на военные производства, шахту, железнодорожные станции, линии электропередачи и другие инфраструктурные объекты, — выросший до 40 человек «Сталинград» доставал немцев везде, где только мог. На счету диверсантов было 72 операции, и только немецких эшелонов они уничтожили целых 25, а счет потерь солдат и офицеров немцев, выведенных ими из строя, шел на сотни.

Собратья по оружию — французские комбатанты — оценили Жоржа по достоинству: смелый советский партизан, «самоотверженный до фанатизма», он впечатлял своей храбростью и находчивостью и заслужил признательность Франции как ее освободитель и истребитель оккупантов. В конце войны Жорж получил награду — французский «Военный крест с бронзовой звездой».

Кроме устроенного Жоржем для немцев «Сталинграда», на французской территории действовали и другие знаменитые отряды советских партизан, тоже состоявшие из бывших пленников (а также русских эмигрантов — А. Левицкий, княгиня В. Оболенская, «красная княгиня» Т. Волконская и сотни других были в их рядах). В лесах Вердена действовал также отряд «Родина», в котором с немцами воевало 37 русских девушек, угнанных немцами в рабство из Белоруссии и Украины и сбежавших из концлагеря Эрувиль.

Это было уникальное, единственное женское подразделения французского Сопротивления. Каково же бывало удивление немцев, когда веселые и безобидные на вид «француженки», приблизившись, вдруг переставали улыбаться и устраивали им кровавую баню. В отряде были и медсестры, помогавшие мужским партизанским отрядам, и свирепые воительницы. После войны девушки вернулись домой как советские и французские героини (двух из них, помимо наград, удостоили и званий офицеров французской армии).

Вели советские и русские эмигрантские партизаны и информационную, пропагандистскую работу против немцев, печатали листовки и прокламации против оккупантов и подбрасывали их коллаборационистам. Так обработали и русских «власовцев», часть которых немцы перевели во Францию. В июле 1944 г. из одного власовского подразделения в г. Сан-Мииэль сбежали с оружием 7 человек — они примкнули к партизанам и образовали отряд «Катерина», а потом кровью врага смыли с себя клеймо коллаборационизма.

Всего же во Франции к 1944 г. действовало около 60 партизанских отрядов из бывших военнопленных Красной армии («Свобода», «1-е объединение красных партизан», «Парижская коммуна», отряд им. Чапаева и др.), а еще часть советских граждан воевала в составе интернациональных частей Сопротивления. Как сообщает тот же Д. Белов, только за февраль-август 1944 г. они убили более 3500 немецких солдат и офицеров и пленили еще 650, уничтожили 65 поездов и много иного военного имущества и техники. Вклад их в общую победу велик, и французы это помнят. До сих пор тщательно ухаживают за могилами павших русских героев, а около 100 топонимов Франции названы в честь Сталинграда.