19/08/25

Станции-призраки Московском метро: сколько их на самом деле

Московский метрополитен сегодня входит в первую десятку в мире по пассажиропотоку. В Европе же он занимает первое место по длине эксплуатируемых линий и количеству станций. Но при подсчёте рассматривались только платформы, которыми воспользоваться может любой москвич или гость российской столицы. Станции-призраки никто не учитывал, а на самом деле их достаточно.

«Спартак»

Станции-призраки в метро принято называть подземные объекты, которые по каким-то причинам долгое время остаются недостроенными или консервируются навсегда. На них, подсвеченных тусклым техническим светом, поезда не делают остановок, лишь снижая скорость, проезжая мимо.

Самая известная сегодня станция-призрак –«Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии. Её колонны и платформа заложили ещё в 70-х годах вместе с соседними «Тушинской» и «Щукинской». Так как Тушинское аэрополе, находящееся над станцией, на тот момент так и не застроили, то необходимость в остановочном пункте отпала сама собой. Вплоть до 2013 года станция, известная как платформа «Волоколамская», оставалась законсервированной. Помимо техработников, её с завидной регулярностью посещали диггеры, которые попадали внутрь через тоннели.

Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало

Естественно, станция стала «героем» многочисленных городских легенд. Москвичи поговаривали, что подземный недострой используют криминальные авторитеты для того, чтобы прятать трупы. Не обошлось и без мистики. Согласно популярной версии, станцию-призрак облюбовало неизвестное существо, похожее на человека, но передвигающееся на неестественно вывернутых конечностях. Голос же этого обитателя подземки похож на утробные рыдания. Сегодня «Спартак» является действующей станцией, а поэтому разговоры ни о загадочном жителе, ни о горе трупов больше не ведутся.

«Советская»

Москвичам хорошо известна ещё одна станция-призрак – «Советская». Она входила во вторую очередь строительства московского метро на участке «Площадь Свердлова» – «Сокол». Платформа должна была появиться под Советской площадью, которая сегодня называется Тверской. В 1934 году планы изменились, и недострой превратился в бункер. Сегодня он функционирует как объект штаба Гражданской обороны Москвы. Предположительно, в бункере можно оказаться, используя вход, который находится в одном из административных учреждений, расположенных над перегоном «Театральной» и «Тверской».

И другие…

В военное время станцией-призраком считалась платформа «Чистые пруды». Там на протяжении нескольких лет располагались отделы Генерального штаба и ПВО СССР. Поезда проезжали её без остановки, а от любопытных пассажиров поездов пространство отгородили фанерными листами.

Позже станция-призрак разрослась до целого «подземного городка» с отдельными помещениями для ставки Верховного главнокомандующего – Иосифа Сталина. На данный момент бункер находится в плохом состоянии – он частично затоплен и разрушен.

Ещё две станции Московского метрополитена – «Калужская» и «Первомайская» – изначально являлись наземными конечным станциям Калужско-Рижской и Арбатско-Покровской линий. Вскоре их заменили подземные аналоги, а ставшие бесхозными на поверхности объекты превратили в депо.