Экономический скачок, который произошёл в Российской империи в конце XIX века некоторые экономисты связывают с деятельностью староверов. А современные исследования подтверждают, что представители этой религии вовсе не консерваторы, отрицающие прогресс ради пути к царствию небесному. Поэтому не удивительно, что династии староверов так богаты.
Двигатели прогресса
Староверы прекрасно осознавали правила эффективного производства и умели ими пользоваться. Так как в христианстве труд рассматривался как неизбежное благо, то трудолюбию староверов можно только позавидовать. Кроме того, они отличались бережливостью и бытовой умеренностью. И это было важным преимуществом до индустриальной революции.
Данные черты привели к тому, что к началу XX века в основу крупных бизнес-проектов легли как раз старообрядческие капиталы, которые староверы сумели сколотить до эпохи индустриализации. Последователи этого религиозного течения научились отделять то, что происходит в стенах церкви, от остальных сфер, что также сказалось на финансовом благополучии и стабильности.
Старообрядцы – не противники передовых новшеств. Как полагают историки, такой негативной чертой их наделили идеологические противники нарочно, дабы показать своё преимущество. Например, промышленник-старовер Алексей Викулович Морозов покупал крупповские станки самого последнего поколения в Германии и вкладывался именно в передовое производство.
Сами по себе
Старообрядцы старались следовать правилу «я не лезу к вам, вы не лезете ко мне, и это позволяет мне конкурировать». Они признавали право на существование никониан и хотели развиваться параллельно.
Старообрядческая община – структура с горизонтальной мобильностью, которая выстраивается в ущерб вертикали власти. При этом старообрядческий уклад оказался более жизнеспособным. Конечно, у них были руководители, но их власть не являлась чем-то исключительным. Староверы прекрасно понимали, что в состоянии главу переизбрать.
Старообрядчество довольно быстро вписалось в городскую среду. Первоначально староверы селились в местах, которые им выделяли, жили компактно и обособленно, но вскоре модель «церковь, а вокруг неё дома» исчерпала себя. Старообрядцы не стали противиться ощущению тесноты и вышли из «зоны комфорта». Однако, церковь не перестала играть важную роль в их жизни, но стало очевидно – ничего страшного нет в том, если она будет находиться на расстоянии.
Ещё один важный фактор – авторитет писания. Для староверов важны древние книги, а не общественные авторитеты – попы, епископы, наставники. У старообрядцев высоко ценится как раз знание. Умение в нужном ключе интерпретировать информацию староверы не признают и не стремятся его развить.