В деревнях у русских преступников было не принято выдавать властям. Но это вовсе не означает, что нарушители законов таким образом уходили от ответственности. Приговор им выносился на сходе, в кругу своих. Такой феномен получил название «деревенский самосуд».
Конокрады, воры, поджигатели
В крестьянской общине особо ценились лошади. Если семья лишалась этого трудолюбивого животного, то это означало фактически разорение. Именно поэтому на максимально строгое наказание могли рассчитывать конокрады. К смерти их приговаривали редко, но порой назначали такие «испытания», которые часто заканчивались летальными исходами. Пытки калёным железом, забивание гвоздей в голову – пережить такое и остаться в живых под силу было немногим. При этом по государственным законам конокрадам грозило лишь тюремное заключение. Крестьяне не верили, что человек, понеся такое наказание, встанет на путь исправления.
Самый страшный теракт в истории СССР: что случилось в Москве в 1977 году
Телесные наказания назначались за воровство зерна, продовольствия и иного добра. Преступников, пойманных на месте преступления, наказывали прямо «здесь и сейчас», избивая до полусмерти. Спасались от гнева толпы только бегством.
Народная кара ждала и поджигателей. Огонь наносил деревянным постройкам непоправимый урон, а поэтому наказывать таких вредителей предпочитали также жёстко. Например, виновных привязали к хвосту коня, которого потом гоняли несколько часов по полю.
Колдуны, ябеды и развратницы
Эпидемия, плохой урожай и прочие беды – на Руси прекрасно знали, кто в этом виноват. Конечно же колдуны! Если в деревнях случалось что-то неординарное, то ждать приговора долго не приходилось. Ведьм и всех остальных, замеченных в причастности к оккультизму, просто сжигали.
Семья Тоньки-пулеметчицы: что с ней стало после ареста предательницы
Наказывали и девушек за добрачные половые связи. Таких дам коротко стригли, надевали на голову сорочку, и обнаженными по пояс проводили по деревенским улицам. Примечательно, что доказывать разврат даже не требовалось. Для «уличного шествия» было достаточно подозрения.
Выжившие после перечисленных видов наказаний не имели права обращаться с жалобами земскому начальнику. Если же представитель власти всё-таки оказывался в курсе происходящего, то ябеду подвергали наказанию вторично. Как правило, после «повторения пройденного» жаловать никому уже больше не хотелось.

