18/02/23

«Сухой закон» Горбачева: почему главная его цель была засекречена

В верхах бюджет СССР называли «пьяным» — ведь более чем на 15% он состоял из доходов от продажи алкоголя. Так, например, за время нахождения у власти Леонида Брежнева продажа спиртного в стране выросла со 100 миллиардов рублей до 170 миллиардов. И это не могло не радовать экономический сектор. Огорчало другое — по статистике, кстати, абсолютно секретной, в 1970-1980-х каждый третий мужчина умирал от последствий приема алкоголя…

Ужасающая статистика

Надо сказать, что советское правительство все же предпринимало и другие меры — помимо засекречивания ужасных цифр. В годы «застоя» неоднократно поднимались цены на алкоголь. Но это мало кого останавливало. Производство водки не сокращалось, а бюджет только прирастал дополнительными доходами. При среднем мировом уровне потребления 5,5 литров водки в год в СССР он переваливал за 20 литров!

По требованию советских женщин

При этом на рубеже 70-80-х советские правительство получало тысячи писем от жен, матерей и сестер, в которых те буквально умоляли принять экстренные меры по борьбе с алкоголизмом. В посланиях было полно реальных историй о том, как люди спиваются и совершают после приема спиртного ужасные преступления. Политбюро даже создало специальную комиссию, которая должна была проработать этот вопрос. Но из-за череды смертей первых лиц в начале 80-х («гонка на лафетах», как ее прозвали в народе) антиалкогольная кампания неоднократно откладывалась.

Сухой закон

Только в 1985 году Горбачев принял решение о введении сухого закона. В один «прекрасный день» в стране закрылось 2/3 винно-водочных магазинов, а с прилавков исчезли крепкие спиртные напитки. Но этим советское правительство ограничиваться не собиралось. Николай Рыжков, бывший в ту пору Секретарем ЦК, вспоминал, что в тексте антиалкогольного закона было несколько пунктов под грифом «совершенно секретно». Они не печатались в СМИ и не разглашались.

Секретные пункты

Истинной целью кампании являлось не снижение потребления водки, которую логично было бы заместить менее вредными винами и пивом, а полное прекращение производства и продажи алкоголя в стране. Была начата массовая вырубка виноградников, а пивные линии, недавно купленные за границей, были демонтированы. Более того, в этом «антиалкогольном угаре» власти даже раздумывали над запретом кефира. Но ученым и медикам тогда удалось отстоять кисломолочный напиток.

Единогласного мнения о результатах «сухого закона» до сих пор нет. Нельзя не признать его позитивные моменты — алкогольная смертность в стране действительно пошла на спад, а рождаемость — выросла. Но при этом стал процветать теневой бизнес — контрабанда и подпольная продажа алкоголя, массовым явлением стало самогоноварение, а в больницы ежедневно десятками и сотнями поступали люди, отравившиеся политурой, лаком, одеколоном и прочими суррогатами.

Еще раз оценив последствия, в 1988 году правительство свернуло антиалкогольную кампанию.