22/01/22

«Сухой закон» Горбачева: сколько вреда он принес СССР

Одни историки и экономисты склонны видеть в антиалкогольной кампании 1985-1987 годов больше негатива, другие – больше позитива. Сам Горбачёв несколько лет назад заявил, что кампания была необходима, хотя прошла с ошибками. Истина, как водится, где-то посередине.

Что привело к «сухому закону»?

В истории страны с «зелёным змием» пытались бороться не единожды. Если брать только советский период, то борьба с алкоголизмом разворачивалась в 1918, 1929, 1958, 1972 годах. Но самая масштабная схватка, имевшая серьёзные, макроэкономические последствия – это, конечно, «крестовый поход» Михаила Горбачёва.

Идейными вдохновителями стали его соратники по ЦК КПСС — Егор Лигачев и Михаил Соломенцев. Ситуация была такова, что впору за голову хвататься. К 1984 году потребление алкоголя в СССР на душу населения, включая младенцев, было 10,5 литров в год, а с учётом самогоноварения – все 14 литров. В стране было 5 млн алкоголиков, в том числе женщин. Институт социологии Академии наук СССР подсчитал, что ежегодно народное хозяйство от злоупотребления алкоголем теряло 80-100 млрд рублей. Каждый рубль, полученный за алкоголь, нёс экономике 4-5 рублей убытков в других отраслях.

Решительным ударом

Начало антиалкогольной кампании положили вышедшие 7 мая 1985 года постановления: ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Указ Горбачёва «Об усилении борьбы с пьянством» опубликован 16 мая.

Меры были предприняты радикальные. По всей стране закрыли две трети точек продажи алкоголя, притом, что цены на него выросли в 2,5-3 раза. Продажа осуществлялась строго с 14.00 до 19.00. Штраф за употребление спиртного в общественном месте вырос до 100 рублей – размер среднемесячной зарплаты того времени. Запрещено было распивать алкоголь в поездах дальнего следования – за это могли высадить из поезда. За пьянство на рабочем месте увольняли, коммунистов ещё и исключали из партии. Коммунисты по разнарядке были обязаны «добровольно» вступать в Общество трезвости.

Чуть позже ввели талоны на алкоголь. Развернулась пропагандистская кампания под девизом «Трезвость – норма жизни». В СМИ рекламировали безалкогольные свадьбы, а из фильмов стали вырезать эпизоды с употреблением спиртного. Если алкоголь был сюжетообразующим элементом, фильм просто не показывали по ТВ. Разве что кроме «Иронии судьбы», но там алкоголь привёл главного героя к цепи событий лишь случайно закончившихся удачно.

Негатив накопился быстро

Зримым воплощением «сухого закона» стали многочасовые очереди за алкоголем, в которых нередко вспыхивали драки. Пенсионеры, располагавшие свободным временем, в отличие от работяг, заранее занимали очередь, чтобы потом продать место в ней за 3-5 рублей.

Расцвела подпольная продажа алкоголя, в основном - водки. В ресторанах спиртное наливали в чайник, и посетители чинно пили «чай» из стаканов. Круглосуточно можно было купить водку у таксистов, за 2-3 цены против магазинного прайса. Страждущие знали адреса «чипков» - квартир, где продавали спиртное. Продавцы и руководство магазинов, торговавших алкоголем, не гнушались продавать его «налево», с чёрного хода, но нужно было знать людей, вхожих в эти кабинеты – просто кому попало, с улицы, алкоголь не продавали, боялись милиции.

С самогоноварением было не всё так просто. И государство боролось с ним, так что получить срок было очень просто, и на изготовление самогонного аппарата нужно было потратить пару десятков рублей, рискуя привлечь внимание милиции. Да ещё нужно было знать надёжного человека, кто изготовит или продаст готовый. Кроме того, в дефиците был сахар, необходимый для варки самогона, как и многие другие ингредиенты, поэтому население освоило приготовление браги (сырья для самогона) из самых, казалось бы, экзотических вещей. Кроме того, употребляли непосредственно брагу, не перегоняя в самогон.

Расширилось употребление спиртосодержащих жидкостей, включая стеклоочистители и клей БФ-6. Из уст в уста передавались рецепты, как извлечь спирт откуда только можно.

Государство начало вырубать виноградники, включая редкие и особые сорта. Известно как минимум одно самоубийство директора виноградарского хозяйства из-за уничтожения бульдозерами дела всей его жизни, о чём в девяностые написал журнал «Огонёк» в статье «Белый мускат Красного камня».

Потери бюджета от снижения продаж алкоголя в 1985-1990 годах составили 39 млрд рублей, поступления от реализации алкоголя занимали четверть в доходах бюджета.

Кризис 1987 года заставил свернуть масштабную кампанию, но спиртное продавали по талонам вплоть до падения СССР, хотя его уже можно было приобрести в кафе и ресторанах, втридорога.

Позитивные итоги

По данным ЦСУ, потребление алкоголя снизилось в 2,5 раза, выросла средняя продолжительность жизни с 62,4 лет (1984 год) до 65 лет (1986), упала смертность трудоспособного населения на 20%, у мужчин – так и вовсе на 37%. Повысилась рождаемость на 0,5 млн в год.

Производительность труда в 1986-1987 годах ежегодно росла на 1%, что дополнительно приносило 9 млрд рублей. Стало меньше прогулов, в среднем на треть, при том, что одна минута прогула в масштабе страны приносила убытков в 4 млн рублей. Уменьшилось количество травм и катастроф, экономия – 0,25 млрд.

МВД посчитало, что преступность понизилась на 70%.

Выросло благосостояние советских людей. В частности, Госбанк сообщал, что вклады в сберкассах выросли на 45 млн рублей. Ежегодно реализовывалось продуктов питания больше на 45 млрд, чем до 1985 года, Вполовину выросло потребление безалкогольных напитков и минеральных вод.