Султана Клыч-Гирей, потомок чингизидов, блестящий офицер Российской Императорской армии, он прошел путь от героя Первой мировой до военного преступника. Вскоре после Великой Отечественной войны он был казнен по приговору суда. И поводов к тому было достаточно.
Карьера в Императорской армии и Гражданская война
Выпускник престижного Елисаветградского кавалерийского училища, Султан Шаханович Клыч-Гирей (часто встречается написание Гирей-Клыч) сделал успешную военную карьеру. Он служил в знаменитой Кавказской туземной конной дивизии, неофициально именуемой «Дикой» за свою лихость и высокий боевой дух. Пользуясь большим уважением среди горцев, он командовал Майкопской сотней, был награжден орденом Святого Георгия и дослужился до чина генерал-майора.
Революция 1917 года и приход к власти большевиков, которые отменили привилегии старого строя, оказались для него неприемлемы. Клыч-Гирей присоединился к Белому движению, участвовал в Корниловском выступлении и в боях на Юге России. После поражения Белой армии он в 1921 году эмигрировал, сначала в Турцию, а затем в Европу.
Эмиграция и сотрудничество с нацистами
За границей бывший генерал не оставил политической борьбы. Он стал одним из лидеров Народной партии горцев Северного Кавказа, которая выступала за создание независимого государства на Кавказе. С началом Второй мировой войны его деятельность приобрела новый вектор. В 1939 году он вернулся к военной работе, приняв под командование черкесские подразделения в пронацистском казачьем корпусе генерала Краснова. А в 1942 году нацистское командование приступило к формированию Северокавказского легиона, куда вошли как военнопленные, так и эмигранты. Султан Клыч-Гирей был назначен его командиром.
Преступления Северокавказского легиона
Легион под его командованием был задействован в основном на территории Югославии для борьбы с партизанами Иосипа Броз Тито. Именно здесь его подразделение «прославилось» крайней жестокостью. Согласно историческим данным, легионеры проводили карательные операции, сжигая целые хутора, и передавали мирное население в руки усташей — хорватских фашистов, известных созданием концлагерей для сербов, евреев и цыган. Местное население стало называть карателей «черкесами» по названию легиона.
Параллельно с военными операциями Клыч-Гирей участвовал в пропагандистской работе, состоя в Северокавказском комитете, который выпускал пронацистскую газету «Газават».
Закат «карьеры»
В 1945 году, с приближением краха Третьего рейха, Клыч-Гирей отступил со своим формированием в Австрию, где в мае сдался британским войскам. Так он надеялся сохранить себе жизнь. Однако в соответствии с решениями Ялтинской конференции, англичане передали его вместе с многими другими коллаборационистами советским властям. По приговору советского суда Султан Клыч-Гирей был казнен в 1947 году как военный преступник.

