25/07/22

Светлана Аллилуева: почему Горбачев испугался встречи с дочерью Сталина

Дочь Сталина Светлана Аллилуева покидала Родину дважды. В первый раз Аллилуева уехала во второй половине 1960-х годов. Однако спустя 17 лет она вернулась в Союз. Впрочем, вскоре Светлана Иосифовна пожалела о своем решении. Для того, чтобы снова оказаться в США, ей понадобилось разрешение Михаила Горбачева. Но, посодействовав Аллилуевой в этом вопросе, Горбачев от личной встречи с ней отказался.

«Дважды эмигрантка»

Светлана Аллилуева впервые эмигрировала из Советского Союза в 1966 году. Тогда, согласно мемуарам Вольфа Мессинга «Я – телепат Сталина», Аллилуева получила разрешение на выезд для сопровождения праха своего гражданского супруга Браджеша Сигха в Индию. Явившись в посольство США в Дели, дочь Сталина попросила политического убежища. Более 15 лет Аллилуева провела на Западе. За это время она успела опубликовать сенсационную книгу об отце, выйти замуж за американского архитектора Уильяма Питерса, с которым, впрочем, она быстро развелась, и родить дочь Ольгу. В СССР у Светланы Иосифовны остались еще двое детей: Иосиф и Екатерина. Именно из-за них она и решила вернуться на родину.

Если верить Андрею Гальчуку, автору издания «Удивительная Россия. 500 фактов о нашей стране, которые вас поразят», в 1984 году Светлана Аллилуева прилетела в Москву. Дочь вождя встретили в России довольно тепло и практически сразу восстановили гражданство. Вот только очень скоро Светлана Иосифовна пожалела о своем решении. Общего языка с детьми, которых она бросила в 1966 году, Аллилуева не нашла. Да и жизнь в столице не оправдала ее ожиданий. В поисках лучшей доли она перебралась с младшей дочерью в Грузию, но, судя по всему, этот переезд тоже не помог. Уже в 1986 году Светлана Аллилуева поняла, что хочет обратно в США.

Просьба о встрече и отказ Горбачева

Валерий Легостаев, автор книги «Как Горбачев «прорвался во власть», пишет, что Светлана Аллилуева отпечатала на машинке письмо на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, в котором пожаловалась на то, что в Советский Союз ее якобы заманил сын, ставший жертвой «старого чекистского трюка». Также Аллилуева утверждала, что в Грузии за ней ведется постоянная слежка, а людей, которые ее окружают, она считает специально «подобранными». Видимо, не надеясь на положительный ответ по вопросу повторной эмиграции, Светлана Иосифовна потребовала от Горбачева встречи с американским консулом, а также с самим генсеком.

Никаких препятствий Аллилуевой советские власти чинить не стали и разрешили ей выезд. Вот только оставалась одна проблема – аудиенция с Горбачевым. Дело в том, что, как утверждают Леонид Млечин и Дмитрий Волкогонов на страницах своей книги «10 вождей. От Ленина до Путина», Михаил Сергеевич не горел желанием беседовать с Аллилуевой. Горбачев опасался, что ему придется обсуждать со Светланой Иосифовной ее отца, к которому у главы страны было двойственное отношение. С одной стороны Горбачев в свое время получил медаль за сочинение «Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полет!», а с другой – некоторые члены его семьи пострадали от сталинских репрессий.

Репрессированные родственники и беседа с Лигачевым

И в самом деле, оба деда Михаила Сергеевича оказались репрессированы. Андрей Моисеевич Горбачев, как пишет Николай Зенькович в своей книге «Самые секретные родственники», в 1934 году был арестован за невыполнение плана по посеву. Два года он находился на принудительных работах в Иркутской области. Другого деда генсека, Пантелея Ефимовича Гопкало, в 1937 году обвинили в участии в подпольной контрреволюционной правотроцкистской организации. Правда в декабре 1938 года он вернулся домой: от расстрела его спасла борьба с «перегибами». Однако Леонид Млечин и Дмитрий Волкогонов утверждают, что, обосновывая свой отказ от встречи с Аллилуевой, Горбачев почему-то упомянул лишь своего дядю, которому «подорвали здоровье».

После этих слов, Михаил Сергеевич предложил поручить «свидание» со Светланой Аллилуевой своему тезке, члену Политбюро Михаилу Соломенцеву. Между тем Валерий Легостаев настаивает на том, что в конце концов на разговор с Аллилуевой явился Егор Лигачев. К приезду гостьи для Лигачева были подготовлены материалы, касавшиеся дочери Сталина и ее «путешествий». Горбачев не ошибся, беседа, длившаяся всего 40 минут, действительно коснулась и Сталина. Причем об отце заговорила сама Аллилуева. На вопрос Лигачева о том, что, по мнению Светланы Иосифовны, изменилось в СССР, та ответила: «Вы хотя и открещиваетесь от Сталина, но идете по сталинскому пути».