Мнение о высоких боевых качествах гитлеровского танка «Тигр» и его моделей основывалось главным образом на его огневой мощи – долгое время в армиях стран антигитлеровской коалиции у его 88-миллиметровой пушки аналогов не имелось. Хотя, как показала практика боевых действий, абсолютно неуязвимыми и несокрушимыми «Тигры» не были.
Каковы были их преимущества
Гитлеровские «Тигры» обладали мощной броней со всех сторон (от 80 до 100 мм), советские «сорокапятки» ее не пробивали даже при стрельбе в упор. Наши танковые 76-миллиметровые пушки могли подбить «Тигр» только при попадании в боковую броню.
Огневая мощь 88-миллиметровой пушки «Тигров» была такова, что танк мог вести прицельный огонь с расстояния 2,2 тысячи метров и поражал любой бронеобъект. Только с появлением советского тяжелого танка «ИС-2», имевшего спрямленную бронеплиту, у танкистов РККА появилась возможность сражаться с гитлеровцами на равных.
В целом до 1943 года у «Тигров» в танковых армиях антигитлеровской коалиции конкурентов не было. Поэтому на фронтах Второй мировой (фашистские тяжелые танки участвовали в боях в СССР, Африке, Италии, других странах) нередко в танковых атаках у солдат противоборствующей стороны возникала так называемая «тигрофобия» – страх перед неуязвимостью наступающих «Тигров».
Военными историками подсчитано, что в целом гитлеровские «Тигры» на фронтах Второй мировой войны уничтожили порядка 10 тысяч танков противника, тогда как танковые подразделения Третьего рейха потеряли почти в 10 раз меньше единиц этой тяжелой боевой техники.
Первый блин комом
Гитлеровские «Тигры» в войне с СССР приняли первый бой на Восточном фронте в августе 1942 года. Вскоре три из четырех тяжелых танков сломались, их эвакуировали в тыл и отремонтировали только через месяц (этот процесс был достаточно трудоемким). При очередной атаке три из четырех «Тигров» были подбиты, а одного засосало в болоте. Немцы успели снять с него оборудование и срезать пушку. В январе 1943 года один из подбитых «Тигров» отбуксировали к себе в тыл для изучения танкисты РККА.
Почему их больше не производили после войны
Несмотря на отличную бронезащиту и убойную огневую мощь «Тигры», в том числе их усовершенствованная модель «Тигр II» («Королевский тигр»), выпущенные в 1944 году, имели ряд существенных недостатков. Они были очень «прожорливыми» – километр пути «съедал» 15 литров топлива. А в условиях распутицы или снежных заносов этилированного бензина требовалось гораздо больше.
Еще одной существенной проблемой был ремонт «Тигра». Механика тяжелого танка в условиях пересеченной местности постоянно выходила из строя. Грязь и лед забивали траки гусениц. А более серьезные повреждения при починке зачастую требовали применения спецтехники. К примеру, при замене коробки передач для поднятия 11-тонной башни «Тигра» был необходим кран. Гитлеровские тяжелые танки были громоздки и в условиях боя при малейшей поломке просто бросались или взрывались экипажами, потому что отсутствовала возможность их быстро отремонтировать. К тому же запчасти для «Тигров» стоили весьма дорого: каждый танк обходился в сумму около миллиона рейхсмарок - это была месячная зарплата 7 тысяч рабочих Германии того времени.
С помощью информации, полученной от пленных немцев, представители армий антигитлеровской коалиции сравнительно быстро выяснили слабые стороны гитлеровских «неуязвимых» тяжелых танков – при удачном минировании выводились из строя гусеницы «Тигров», уязвимы были смотровые щели и вентиляционные отверстия.
Производство «Тигров» оказалось весьма трудоемким и затратным. К тому же, как показала практика, данные танки крайне трудно ремонтировались в боевых условиях. Поэтому после капитуляции Германии вопрос о промышленном выпуске тяжелых танков на основе уцелевших образцов "Тигров" союзниками даже не рассматривался.