01/08/22

Какие советские военные секреты «украли» китайцы на самом деле

Китай уже не первое десятилетие ведет разработки конкурентоспособных видов вооружения. Однако в Поднебесной предпочитают не вкладываться в дорогостоящие и отнимающие массу времени собственные проекты, а заимствовать готовые технологии у других стран, в том числе и у России.

Воровать незазорно

Недавно американское аналитическое издание The National Interest опубликовало материал, в котором утверждается, что военная мощь Китая во многом обязана промышленному шпионажу – давно укоренившейся привычке воровать чужие технологии у России, США, других стран и выдавать их за свои. Это позволило Пекину фактически встать вровень с Москвой и Вашингтоном в области производства современных образцов вооружения.

Действительно, с 1950-х годов Китай активно перенимал опыт танкостроения, ракетостроения, самолетостроения, а также производства различных видов вооружения у своих старших товарищей из СССР. Многое в Китае производилось по советской лицензии, но кое-что из-за отсутствия разрешенного доступа к технологии было откровенно украдено и скопировано. Как тут не вспомнить про отказ Хрущева подарить или продать Пекину чертежи межконтинентальной баллистической ядерной ракеты. Позднее китайцы все же добыли нужную им информацию (очевидно через сотрудников конструкторских бюро США и СССР) и собрали свою первую ракету.

Однако есть к китайцам вопросы и по образцам техники и вооружения, которые они производили по лицензии от Советского Союза. Речь, к примеру, об истребителях J-6 и J-7, выпускавшихся на основе МиГ-19 и МиГ-21, бомбардировщике H-6, который является аналогом Ту-16 или автомате Тип-56, скопированного с АК-47. Эти образцы советской техники производились и после окончания действия лицензии, но их создание уже приписывалось достижениям оборонной промышленности Китая.

Впрочем, директор Центра анализа стратегий и технологий, Руслан Пухов, спокойно относится к факту пиратского копирования Китаем чужих образцов военной техники. Он обращает внимание на то, что воруют не у «лузеров», а у лидеров – такое воровство равносильно признанию, что Россия находилась и находится в авангарде стран, занимающихся производством оборонной продукции.

Т-62

В марте 1969 года между СССР и Китаем разгорелся вооруженный конфликт за крошечный остров Даманский, находящийся с китайской стороны от главного русла Уссури. Во время боестолкновений советские вооруженные силы использовали четыре танка Т-62, которые собирались бросить по льду для окончательного выдворения подразделений НОАК с острова. Однако, как только бронемашины обогнули остров, они были встречены ураганным огнем замаскированной китайской батареи.

Три танка успели вовремя развернуться и отойти на безопасное расстояние, однако головная машина была подбита, а ее экипаж погиб. Так как боевая машина была напичкана современной радиоэлектронной аппаратурой, в том числе приборами ночного видения и стабилизатором пушки, советские военные попытались ее эвакуировать при помощи тягача, однако танк намертво примерз ко льду. В итоге решили утопить машину, пробив вокруг лед минометным огнем. Т-62 благополучно пошел на дно.

Находчивые китайцы все же вытянули танк на сушу, прикрепив к нему при помощи водолазов трос. В течение нескольких месяцев китайские инженеры винтик за винтиком разбирали и изучали чудо советской техники. Итогом этой работы стал выпуск нового танка WZ-122 для НОАК, явившегося полной копией Т-62. Как отмечают специалисты, копией, которая сильно уступала оригиналу.

Ту-16

Советский тяжелый реактивный бомбардировщик Т-16 был создан в КБ Туполева в начале 1950-х и буквально чрез три года после начала его эксплуатации в СССР лицензию на строительство этой машины приобрел Китай. Первая китайская копия Т-16 поднялась в воздух 27 сентября 1957 года уже с новым именем – Xian H-6.

В конце 1950-х произошло ухудшение советско-китайских отношений, что отразилось на совместных проектах. Это лишило Пекин, который нуждался в современных бомбардировщиках, возможности перенимать советский опыт авиастроения. Однако китайские конструкторы нашли выход из положения. Изучив всю документацию по самолету Ту-16, они приступили к созданию собственной машины.

В 1964 году специалисты из Xian Aircraft Company уже были готовы представить новую модель H-6A, которая, по сути, представляла слегка модернизированный вариант Ту-16 с китайской начинкой. По причине отсутствия поставок двигателей из СССР инженерам Поднебесной пришлось в срочном порядке приступить к производству собственных турбореактивных двигателей, которые хоть и копировали советские образцы, но уступали им в надежности.

МиГ-21

Когда дело касается китайской военной промышленности зачастую не просто определить лицензионный это продукт или скопированный. Как правило сначала тот или иной вид вооружения или техники производился по лицензии, параллельно начинались разработки китайского аналога, полностью копировавшего иностранный образец.

Так произошло и с легким советским сверхзвуковым фронтовым истребителем МиГ-21, на который в 1961 году Москва продала Пекину лицензию, чтобы восстановить пошатнувшиеся отношения с Китаем. Однако в 1964 году, лишившись научно-технической поддержки СССР, на основе советских чертежей китайцы построили самолет Чэнду J-7, который, разумеется, причислили к собственным заслугам.

Су-27, Су-33

Еще более ярко китайская методика копирования проявилась в производстве многоцелевых истребителей Су-27 и Су-33. В 1992 году Китай стал первой страной за пределами бывшего СССР, которая приняла на вооружение Су-27. Но в 2003 году в Поднебесной отказались продлевать лицензию на самолет и занялись производством собственной копии, за что услышали в свой адрес со стороны России обвинение в пиратстве.

Истребитель четвертого поколения J-15 изначально считался собственной разработкой Шэньянской авиастроительной корпорации, хотя в действительности он является копией российского палубного истребителя Су-33, купленного у Украины. По словам военного эксперта Василия Кашина, Москва отказалась продавать эти истребители Китаю, опасаясь утечки технологии. Сегодня Су-33 один из основных истребителей отечественной авиации.

Тем не менее, китайцы достаточно критично отнеслись к этому самолету, называя его из-за низкой эффективности взлета с китайских авианосцев «трепыхающейся рыбой». Среди недостатков Су-33 руководство НОАК назвало его тяжелый вес и систему складывания крыльев. Теперь в Пекине намерены вложить больше средств, чтобы приспособить истребитель под собственные нужды. В планах НОАК выпустить не менее 1200 подобных машин.

«Варяг»

В 1998 году Китай купил у Украины еще один образец советской оборонной промышленности – тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Варяг», который ржавел в порту Николаева. Корабль обошелся Пекину всего в $20 млн. Сначала крейсер под новым названием «Ляонин» планировали использовать в качестве плавучего развлекательного центра, но затем решили передать на нужды ВМС НОАК.

В 2011 году Тайвань обвинил Китай в том, что он на основе советского корабля собирается строить собственный авианосец. И действительно в 2016 году подтвердилось, что В Китае завершаются работы по строительству авианосца проекта Type 001A, который во многом повторял конструкцию как бывшего ТАВКР «Варяг», так и авианесущего крейсера ВМС России «Адмирал Кузнецов». В апреле 2017 года авианосец был спущен на воду.