26/09/19
Фото: Виталий КУЗЬМИН

Танковый биатлон: почему НАТОвцы отказываются участвовать в этом соревновании

В мире существует три вида спорта, доминирование России в которых неоспоримо. Это художественная гимнастика, синхронное плавание и … танковый биатлон. И хотя последнее спортивной дисциплиной можно считать лишь с оговорками, отмечать успехи здесь хочется не меньше. Шутка ли – шесть из шести чемпионатов мира выиграли наши военные. Правда, российское господство могло бы быть ещё убедительнее.

Тотальное превосходство

Официально танковый биатлон как вид военно-прикладного спорта был изобретён в 2013 году министром обороны России Сергеем Шойгу. В этом же году прошли первые международные соревнования, которые, правда, интернациональными являются условно. В турнире на полигоне в подмосковном Алабино приняли участие экипажи всего из четырёх стран: России, Армении, Белоруссии и Казахстана.

В 2014 году российские власти организовали полноценный чемпионат мира по танковому биатлону, и он был уже более представительным. Из 41 государства, которым были направлены приглашения, откликнулись 12: помимо «корифеев», это Ангола, Венесуэла, Индия, Киргизия, Китай, Кувейт, Монголия и Сербия.

Дальше число участников только росло. В 2015-м – 13, в 2016-м – 17, в 2017-м – 19, в 2018-м – 22, в 2019-м – 23. Свои силы испытывали, например, экипажи из Вьетнама, Ирана, Кубы и Уганды. Но составить сколько-нибудь серьёзную конкуренцию России ни у кого не получилось. Как итог – неизменное чемпионство россиян и лишь одна проигранная в 2016 году индивидуальная гонка.

Это, безусловно, повод для гордости за профессионализм российских военных. Однако любой более-менее пытливый наблюдатель всё равно задаётся вопросом – а было бы превосходство России таким очевидным, участвуй в соревнованиях расчёты из стран НАТО, на вооружении у которых стоит казалось бы самая современная техника?

Хороший пример заразителен

Справедливости ради стоит отметить, что сама задумка танкового биатлона совсем нехитрая. Нужно всего-то проехать несколько кругов длиной от трёх до пяти километров, преодолев ряд препятствий, и поразить из разного оружия несколько мишеней. И разумеется, подобные соревнования для танкистов проводились задолго до их «изобретения» в 2013 году.

Например, аналогичные по сути соревнования на Приз Армии Канады страны Североатлантического альянса проводили с 1963 года и до самого распада СССР. В самом Советском Союзе по такому же принципу проводились ежегодные зачётные стрельбы. Фактически в XXI веке турнир просто получил своё институциональное оформление, и, надо признать, своеобразный эксперимент оказался успешным.

V Международные армейские игры, в рамках которых проводится чемпионат мира, посетили почти полтора миллиона человек. Причём больше всего людей пришло на изюминку соревнований – танковый биатлон. Ко всему прочему, «коммерческому успеху» турнира можно прибавить и очевидный практический смысл, ведь гонка – неплохой способ проверить боеспособность своих экипажей и перенять у военнослужащих из других стран лучшие практики.

Видимо, пример оказался заразительным. В 2016 году по инициативе командований сухопутной армии США в Европе и сухопутных войск армии ФРГ были организованы танковые соревнования «Сильная Европа» (Strong Europe Tank Challenge), призванные укрепить партнёрство стран НАТО и обеспечить отработку взаимодействия между военными альянса и союзниками. Турнир проводили ещё дважды – в 2017-м и 2018-м, и последний из них оказался самым представительным: в соревнованиях участвовало восемь команд, причём одна из них – с Украины.

А вот в чемпионате мира, кажется, НАТОвские военные принципиально не участвуют. Хотя их приглашают постоянно: только на армейские игры-2019 Минобороны РФ пригласило 85 стран.

«Чем хуже техника, тем хуже её продавать»

По словам министра обороны России Сергея Шойгу, вечные отказы легко можно было объяснить политическими причинами. В конце концов, зачем укреплять взаимодействие с потенциальным противником? «Политические соображения, они, конечно, присутствуют, когда говорят: «Нет, ну мы в них участвовать не будем», - пояснил ранее Шойгу. Его цитирует РИА «Новости».

Но куда большую роль в данном случае играют экономические мотивы, добавил он. «Если у тебя техника хуже, завтра ты будешь хуже её продавать», — констатировал министр.

Логика здесь действительно крайне проста. Конкуренция на рынке вооружений в настоящее время высока, любое неверное движение может привести к срыву многомиллионного контракта. На рынке же бронетехники Запад и вовсе существенно уступает России: самым коммерчески успешным танком XXI века эксперты единогласно признают Т-90, до сих пор как горячие пирожки разлетаются модернизированные Т-72. И если рассматривать чемпионат по танковому биатлону как инструмент продвижения своей техники, то, с российской стороны, – это отличный повод показать её преимущество, а с точки зрения военных НАТО, — риск его подтвердить.

Однако утверждать, что зрители никогда не смогут стать свидетелями противостояния российских и НАТОвских экипажей на полигонах чемпионата мира, естественно, нельзя. Надежду на это как минимум вселяет рост популярности Международных армейских игр и внимание, прикованное к ним. Прорыв на этом направлении произошёл уже в 2019 году – впервые интерес со стороны государств-участников альянса стал предметным: в соревнованиях приняла участие команда Греции, а Франция, США, Словакия и Турция прислали наблюдателей.