16/09/23

«Таран в Японском море»: как советская АПЛ едва не потопила авианосец США

Военная история знает множество случаев, когда летчики рисковали своей жизнью, идя на таран, чтобы уничтожить врага. Однако идея подводной лодки, врезавшейся во вражеский авианосец, кажется абсурдной. Тем не менее, в хронологии холодной войны есть один такой случай. В конце марта 1984 года в Японском море неподалеку от Корейского полуострова советская атомная подводная лодка почти потопила американский авианосец.

Удар винтом

Эта невероятная история произошла во время конфликта между Южной Кореей и КНДР. СССР поддерживал северокорейский режим, в то время как США оказывали военную помощь Южной Корее. Обе стороны вели скрытое наблюдение друг за другом. Когда авианосная ударная группа ВМС США с авианосцем "Kitty Hawk" во главе приблизилась к берегам Корейского полуострова, советская атомная подводная лодка К-314 и противолодочный корабль "Владивосток" были отправлены для контроля их передвижений. Командовал подводной лодкой капитан 1-го ранга Евсеенко, а операцией руководил командир дивизии капитан 1-го ранга Белоусов. Через неделю после выхода в море советские моряки догнали американские корабли. Согласно инструкции, подводная лодка установила гидроакустический контакт с американцами. В течение двух суток советские подводники наблюдали за авианосной ударной группой, но затем контакт внезапно прервался. Поиск был возобновлен.

Наконец 21 марта в 23-00 подводники сквозь гидроакустические приборы услышали характерный шум. Но определить классификацию засеченного акустиками судна моряки не смогли. Чтобы прояснить ситуацию командир подводной лодки принял решение всплыть под перископ. Однако, едва лодка поднялась к поверхности моря и подняла перископ, подводники были поражены, увидев огромное количество огней вокруг себя. Было ясно: они случайно оказались в центре американской авианосной ударной группы. В следующее мгновение К-314 сотряс жуткий удар, потом еще один. Опасаясь взрыва, капитан перевел подводную лодку на дизельный ход и не спеша направился в сторону родного берега.

Разбор «полетов»

Как только подводная лодка оказалась в советских территориальных водах, капитан отдал распоряжение на всплытие. Едва корпус К-314 показался из воды, к подводной лодке подошел «Владивосток» и его команда попыталась установить, обо что под водой дважды ударилась советская атомная подводная лодка. Представшее перед моряками зрелище повергло их в шок. У лодки практически полностью отсутствовал гребной винт. Точнее физически он существовал, но его лопасти были обломаны, а сам винт едва держался на корпусе атомной подводной лодки, свернутый на бок. Поскольку передвигаться самостоятельно К-314 было опасно, ее взяли на буксир и оттащили в бухту Чажма для ремонта. Спустя полгода с новым капитаном отремонтированная подводная лодка ушла в новый поход в Индийский океан. О том же, что сломало винт К-314, стало известно несколько позже. Оказалось, что на перископную глубину подводная лодка всплыла прямо под дном американского авианосца. Мало того, подобно льдине потопившей «Титаник», лодка своим винтом пропорола в борту Kitty Hawk кривую борозду длинной около 40 метров. Корабль, оставляя за собой на море мазутные пятна, едва смог дотянуть до ремонтного дока. При этом американцы были абсолютно уверены, что советские подводники специально пошли на таран, испытывая новый вид оружия.