В наши дни каждый желающий в любом тату-салоне может набить на любом участке своего тела татуировку в виде колючей проволоки. Однако в недалёком советском прошлом такое «украшение» мог позволить себе лишь ограниченный контингент людей.
Гаитянское искусство
В России первыми носителями татуировок были моряки, которые в начале XX века позаимствовали эту моду своих иностранных коллег, совершавших рейсы по юго-западной части Тихого океана. В свою очередь в Европе нательные изображения с применением красящих веществ, вводимых под кожу, стали популярны в XIII веке. Считается, что на континент завез новинку Джеймс Кук, познакомившийся с этой ритуальной достопримечательностью в ходе путешествия по территории полинезийского треугольника. Для жителей Таити татуировки являлись привычным украшением, а набитые символы, указывали на половую зрелость, генеалогию, статус и ранг человека в иерархическом обществе.
Чтобы продемонстрировать европейцам, что такое нательная живопись, капитан Кук привёз с тобой двух таитян по имени Маи, чьи тела были покрыты изысканной полинезийской татуировкой. А в качестве названия этих нательных узоров, он воспользовался полинезийским словом «тату», которое, собственно, и переводится как «рисунок».
После моряков набивкой татуировок заинтересовались цирковые артисты, а затем и преступники, которые стали использовать нательную символику в качестве носителя информации и средства связи, которые невозможно потерять.
Татуировки в СССР
Первые татуировки у российских заключённых появились в начале XX века. Сначала ими «украшали» свои тела узники сахалинские каторжане, а затем эта мода распространилась среди арестантов Петербурга и Москвы, став, своего рода, отличительным признаком представителей уголовного мира.
Чуть позже в СССР татуировки уже стали подразделяться на матросские, армейские политические и уголовные, отличавшиеся друг от друга сюжетом. Уголовные наколки стали общественно признанным явлением тюремной среды и символом преступных сообществ.
С помощью татуировок заключённые идентифицировали друг друга, а также шифровали своё криминальное прошлое, отношение к административным органам, число судимостей, воровскую масть, отбытый или назначенный по судебным приговорам срок, склонности, сексуальную ориентацию, характер, вероисповедание, национальность.
По татуировкам можно было определить место заключённого в тюремной иерархии. Под ключицами представителей избранной касты профессиональных преступников красовалась пара набитых воровских или восьмиконечных звёзд. Солдаты, располагавшиеся на следующей иерархической ступени, имели на груди тату со сценами сражений. Ниже находились рабочие, которые чаще всего набивали свои татуировки на коленях, демонстрируя тем самым, что они ни за что и никогда на них не встанут. Самый нижний уровень иерархии занимали изгои, осуждённые за домогательства и изнасилования, о чём свидетельствовали русалки.
Классифицировать татуировки заключённых можно было по тематике рисунков, среди которых встречались политические, исторические, религиозные, лирические, эротические.
Таким образом, тело заключенного превращалось в аналог его личного дела, поэтому авторитетные сидельцы тщательно следили за достоверностью наколок, украшавших их собратьев, а при обнаружении несоответствия, самозванца наказывали по всей строгости «тюремного кодекса».
Татуировка колючая проволока
Среди множества сюжетов «наколок» особое место занимает татуировка в виде колючей проволоки, которая зародилась именно в криминальном мире. Существует сразу несколько трактовок данного тату в зависимости от того на каком месте и в каком окружении оно изображено.
В обобщённом понятии колючая проволока, нанесённая на запястье, говорила о том, что её владелец часть жизни провёл в исправительно-трудовом учреждении, знает, что такое жизнь «по понятиям» и готов вновь посетить казённый дом. На количество лет, проведённых в неволе, указывало число шипов в татуировке: один шип — один год.
Колючая проволока, изображённая на фоне креста, свидетельствовала о том, что человека осудили безосновательно и срок он отсидел несправедливо. Если колючая проволока соседствовала с парусником — это означало, что арестант, несмотря на длительность заключения, верил в светлое будущее.
Фрагмент колючей проволоки, обвивающий розу, часто встречался на теле девушек, отметивших за решёткой своё 18-летие. Колючая проволока, набитая на лбу, удостоверяла, что преступник приговорён к пожизненному заключению.
Звёзды, медали, купола
К числу наиболее распространённых советских тюремных наколок относятся изображения Ленина и Сталина, поскольку считалось, что они способны защитить их хозяина от расстрела.
Самые заметные наколки в виде перстней красовались на пальцах преступников. Количество украшений соотносились с количеством личных убеждений тюремщика, которые зависели от того какие преступления он совершал.
Воры в законе часто набивали себе погоны со звёздами капитана, лейтенанта или полковника.
На принадлежность к касте воров указывали любые кресты, которые в основном размещались на груди, поскольку демонстрировали преданность воровским традициям. Знаком вора на зоне были наколки в форме церкви и монастыря, где количество куполов означало число обвинительных приговоров.
Нередко на груди вора можно было увидеть Богоматерь с младенцем, однако это не означало, что хозяин наколки был глубоко набожным человеком, так как в криминальном мире этот образ олицетворял верность преступному клану или то, что её владелец сидит в застенках с раннего возраста.
На враждебность и агрессию по отношению к властям указывала татуировка оскал волка, тигра или леопарда, а о неповиновении советскому режиму говорили медали.
В свою очередь символом противостояния власти и сотрудникам исправительных учреждений служила татуировка череп, показывавшая, что её обладатель никого не боится.
Набитые на запястье наручники сообщали, что нарушивший закон приговорён более чем к пяти годам заключения, а маяк на правой руке отмечал стремление к свободе. На вора указывал ползший наверх по правому плечу паук, если же он менял своё направление и устремлялся вниз, это служило свидетельством того, что человек решил завязать с криминальной жизнью.
У наркозависимых арестантов шею обвивала змея, а у тех, кто даже в тюрьме совершил убийство и готов был сделать это ещё не раз, через шею был пропущен кинжал.
Красовавшийся на этом же месте галстук-бабочка со значком доллара показывал, что осуждённый попал за решётку за кражу государственного имущества, занимался «отмыванием денег» или просто был «медвежатником».
Лаконичные пять точек под глазом или на руке символизировали 4 стены камеры и заключённого в них преступника.