27/02/22

Тайна исчезновения жены маршала Кулика: почему Берию обвиняют в её убийстве

В мае 1940 года бесследно исчезла супруга Григория Кулика. Оперативные меры, предпринятые для розыска пропавшей, результата не принесли. Лишь в начале 1950-х годов стало известно о том, что Кира Кулик-Симонич была похищена и убита по указанию Иосифа Сталина.

Похищение и убийство

Супруга советского военачальника Григория Ивановича Кулика, Кира Ивановна Симонич, была схвачена прямо на улице в мае 1940 года. Кулик, обнаружив пропажу жены, написал соответствующее заявление в органы и потребовал, чтобы Симонич была объявлена во всесоюзный розыск. По крайней мере именно так описывает произошедшее в своей книге «Советский Союз: история власти», со ссылкой на показания заместителя Лаврентия Берии, Всеволода Меркулова, Рудольф Пихоя. Симонич привезли в Сухановскую тюрьму, где в течение полутора месяцев допрашивали. Однако Кира Ивановна давать какие-либо показания, в том числе о своей «шпионской деятельности», отказалась.

Тогда жену Кулика решено было попросту убрать. Об этом поведал следователям арестованный позже высокопоставленный сотрудник НКВД Богдан Кобулов. Его слова приведены в издании «Лаврентий Берия. Кровавый прагматик», Льва Лурье и Леонида Малярова. Как утверждал Кобулов, Берия вызвал его к себе и приказал убить Симонич «так, чтобы об этом никто не знал», кроме другого деятеля спецслужб, Льва Влодзимирского. Примечательно, что Берия велел обмотать голову Киры Ивановны платком для того, чтобы ее лица в процессе транспортировки из Сухановской тюрьмы на Лубянку не увидел ни один человек. Даже исполнитель приговора по фамилии Блохин не догадывался о том, кого именно он расстрелял.

Роль Сталина

Если верить Богдану Кобулову, инициатива по ликвидации Киры Симонич исходила из высших инстанций. В этом Кобулова заверил сам Берия. Такой инстанцией, как считает Олег Хлевнюк, автор книги «Сталин. Жизнь одного вождя», был сам Сталин. По данным российского историка, Иосиф Виссарионович еще до упомянутых событий посоветовал Григорию Кулику развестись с супругой. Дело в том, что биография Киры Ивановны по советским меркам оставляла желать лучшего: она была дочерью царского чиновника и вместе с предыдущим мужем оказалась замешана в махинациях с валютой. Кроме того Киру Симонич подозревали в шпионаже. За ней постоянно велась слежка, о результатах которой регулярно докладывали Сталину.

Несмотря на такой компромат, маршал не собирался следовать рекомендациям вождя по поводу развода и, по всей видимости, прямо ему об этом заявил. Именно поэтому Сталин и решил избавиться от Киры Симонич сам и втайне от ее мужа. Спешка, с которой была проведена операция, по утверждению Николая Цветкова, автора книги «Гений зла Сталин», объяснялась тем, что в скором будущем Григорию Кулику должно было быть присвоено звание маршала, а маршалу негоже было иметь жену-шпионку. Вот и Богдан Кобулов заверял следователей в том, что Лаврентий Берия очень нервничал по поводу того, что «дело затягивается».

Другие версии исчезновения

Несмотря на упомянутые выше показания участников операции, санкционированной Сталиным, имеются и другие версии того, что же на самом деле произошло с Кирой Симонич. Например, автор книги «Берия. Лучший менеджер ХХ века» Сергей Кремлев не исключает, что исчезновение жены маршала, который, кстати, о ее судьбе так ничего и не узнал, никакого отношения к чекистам не имело. Согласно одной из версий, предложенных Кремлевым, Симонич могла стать жертвой банального ограбления и была убита уголовниками. Впоследствии данное дело, считавшееся темным даже в те годы, приписали арестованному Лаврентию Берии и его соратникам. Тем более, что тот же Меркулов, даже уже находясь под стражей, уверял, что в уничтожении Киры Ивановны не было «никакой оперативной необходимости».

Еще одна версия исчезновения Киры Симонич основана на справке, которая была выдана театральному режиссеру Борису Мордвинову. У Мордвинова был роман с Симонич, в связи с чем он и был осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. После освобождения ему выписали ту самую справку, в которой говорилось: «Обвинялся в том, что будучи знаком с женой Кулика Г. И., в продолжение нескольких месяцев до ее побега из СССР имел с ней подозрительные встречи». Текст этого документа можно найти в книге Адама Залесского «И. В. Сталин и коварство его политических противников». Впрочем, ничего другого в справке указано быть и не могло: тогда Кира Ивановна официально действительно находилась в розыске.