В Великой Отечественной войне против СССР сражались не только немцы. Нашей стране противостояла вся Европа с ее промышленным и военным потенциалом. А в гитлеровских войсках воевали болгары и венгры, румыны и испанцы. Были среди них и итальянские военные, которых послал на восток еще один фашистский диктатор – Муссолини.
Итальянцы против СССР
Например, в операции «Барбаросса» участие принимали эскадрильи королевских ВВС Италии. Это были 61-я группа разведывательной авиации (32 самолета Капрони Ca.311 и 1 Савойя S.М.81) и 22-я группа истребителей (51 истребитель «Макки MC.200 «Молния», 3 «Капрони Ca.133» и 2 самолета «Савойя S.М.81»).
В августе 1941 года группы были перебазированы из Бухареста на оккупированную территорию под Одессу, где находился фашистский аэродром Тудор; а позже – под Кривой Рог. Здесь были сформированы отдельные эскадрильи, часть которых была подчинена экспедиционному итальянскому корпусу в России (Corpo di Spedizione Italiano in Russia); а часть подчинялась 5-му авиакорпусу 4-го воздушного флота Люфтваффе. Были у итальянцев и грузовые самолеты, которые доставляли на фронт солдат и почту из Италии, был и самолет-шпион CANT Z-1007 bis, который мог снимать местность на кинопленку.
Как пишет в статье «Итальянские летчики против советских ВВС в операции "Барбаросса" и тайный рейд Запорожье – Токио – Одесса» итальянский историк Джорджо Ренато Скотони, впервые итальянцы приняли участие в боевых вылетах в сентябре 1941 года, когда фашисты подошли к Днепру. К этому времени их самолеты были перебазированы в Запорожье, а затем – на итальяно-германский аэродром в Сталино, который стал основной авиабазой итальянцев.
6 июля 1942 года итальянские ВВС на Восточном фронте получили новое название – «Авиационное командование на Восточном Фронте» (Comando Aereo Fronte Orientale), в которое входили две эскадрильи бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, и три эскадрильи истребителей.
«Боевые коты» итальянцев
Скотони отмечает, что подготовка самолетов была не на высоте. Некоторые из них прибывали на фронт с пустынным камуфляжем, другие ломались, терпели аварии, и в 1942 году только 16 были готовы к боевым вылетам. Самолеты «Макки MC.200» имели открытую кабину, и пилоты в них замерзали. Зимой на этих самолетах переставало работать шасси и вооружение.
Однажды аварии самолетов «Капрони Ca.311» стали происходить с такой завидной регулярностью, что итальянцы заподозрили диверсию и удалили с аэродромов русских военнопленных. Но это не помогло. В ходе расследования оказалось, что на стороне СССР «воевали» мыши. Они забирались в фюзеляжи самолетов, грызли деревянные части, и самолеты терпели крушение из-за поломки хвостового оперения. Чтобы такого не происходило, итальянцы были вынуждены «поставить на довольствие» десятки котов.
В общем, гораздо больший урон советским войскам наносили другие «просвещенные европейцы» – словаки, румыны, венгры и хорваты. Например, у румын на Восточном фронте действовали 4 эскадрильи истребителей, 12 эскадрилий бомбардировщиков и 18 эскадрилий разведчиков. Причем эти части были, в основном, укомплектованы немецкой техникой.
Подготовка
Тем не менее, итальянские пилоты совершили 182 боевых вылета.
Самой успешной операцией итальянских ВВС на Восточном фронте стал тайный рейд самолета «Савойя-Маркетти» под командованием подполковника Антонио Москателли по маршруту Запорожье – Токио – Одесса, который был совершен в 1942 году накануне Сталинградской битвы.
Зачем понадобился рейд? Дело в том, что весной 1942 года контрразведка Мусоллини стала подозревать, что коды, которые итальянцы использовали для тайной переписки с японцами, «утекли» в СССР. Поэтому надо было доставить в Токио новые коды. Доставка по воде была долгой и опасной, и было решено доставить коды самолетом.
Японцы не были в восторге от такого плана. Они боялись осложнений с СССР в том случае, если самолет будет сбит. Воевать на два фронта в Токио не хотели.
Беспосадочный перелет был разработан в штабе итальянских ВВС с помощью группы опытных пилотов, которые уже летали из Европы в Южную Америку.
Для операции был подготовлен транспортный самолет «Савойя-Маркетти SM75 GA», предназначенный для перелетов на большие расстояния. Он был оснащен тремя двигателями по 750 л.с. каждый, весил 11 тонн. С крейсерской скоростью 300 км/час на высоте 3500—5000 метров он мог без посадки пролететь 8 тыс км. В случае аварийной посадки экипаж должен был сжечь самолет и уничтожить коды.
На Восток
SM75 перегнали на аэродром Запорожья, где на борт погрузили 10300 литров авиационного топлива. 30 июня в 18:00 «Савойя-Маркетти» вылетел на восток.
Очевидно, в СССР прекрасно знали о миссии полковника Москателли, но по какой-то причине пропустили самолет. Москателли вспоминал, что уже над Волгой SM75 был для вида обстрелян из зениток и тут же перехвачен «Яком», который покрутился возле него, но «не смог сбить». «Мы поняли, что наш маршрут уже был известен Советам», – писал Москателли в воспоминаниях.
Маршрут SM75 был проложен через северный берег Арала, Казахстан и Саяны до Байкала, над которым Москателли повернул на юг и долетел до монгольской пустыни Гоби, где самолет сильно потрепало песчаной бурей над монгольско-китайской границей. Экипаж находился в напряжении: лететь приходилось на высоте 5 тыс. метров, а запас кислорода был ограничен.
Тем не менее, SM75 пересек границу, пролетел по течению реки Хуанхэ и 1 июля 1942 года в 15:30 приземлился на японском военном аэродроме Пао Тов Чен во Внутренней Монголии. Летчики вздохнули с облегчением – баки были пусты.
Здесь пилоты отдохнули, поменяли опознавательные знаки самолета на японские и через сутки вылетели в Токио, до которого оставалось 2700 км.
Поговаривали, что когда Геринг узнал об удачной миссии итальянцев, то заносчиво .ответил, что у Люфтваффе вообще-то тоже есть для этого подходящие самолеты.
Труден путь домой
В обратный рейс итальянцы отправились только в 16 июля. На аэродроме Пат Тов Чен их заправили топливом и вернули итальянские опознавательные знаки.
Рейс оказался куда более сложным: погода на всем протяжении маршрута была шквалистой, ветер дул навстречу, а обледенение крыльев не давало набрать безопасную высоту.
Над Каспием экипаж не на шутку перепугался. SM75 бросало из стороны в сторону, самолет не слушался руля и терял высоту. Все уже решили было, что SM75 придется сажать, и Москателли даже попытался связаться с командованием в Сталино, чтобы доложить о ситуации, однако не смог сделать это из-за помех.
Итальянцы еле-еле перевалили через линию фронта и на последних литрах топлива дотянули до аэродрома под Одессой. За 29 часов 25 минут они преодолели 6350 км.
После отдыха экипажа SM75 вылетел в Рим, где диктатор Муссолини лично наградил летчиков медалями.
О том, почему советские ПВО и ВВС пропустили итальянцев, можно только догадываться. У разведчиков свои игры.