На сегодняшний день около двух третей территории современной Украины являются предметом многочисленных споров и противоречий Киева практически со всеми географическими соседями «Незалежной».
Украина по-польски
Ностальгические настроения в Польше по золотым временам Речи Посполитой всегда были очень сильны. Причем распространены эти мечтания не только среди откровенных националистов, но и у более спокойных политиков. Особенно сильны реваншистские настроения в Польше стали после украинских событий 2014 года. Тогда у Варшавы появилась иллюзорная возможность отобрать у Киева так называемые Восточные Кресы.
У польской элиты входу есть интересный термин – «пять Украин». По сути, это сценарий раздела «Незалежной», который может стать реальным при некоторых условиях.
Для самих поляков наибольший интерес представляет именно «пятая Украина», под которой они понимают Галицию и Волынь. Если быть точнее, то 5 современных областей: Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Волынская и Ровенская. Все эти земли на протяжении долгого времени (вплоть до Второй Мировой) принадлежали именно Польше. А некоторые политики, не стесняясь, говорят, что Львов – польский город. И на подобные высказывания у них есть право. Ведь по переписи в 30-х годах 20-го века более чем две трети населения этого города составляли именно поляки. Чуть меньше трети – евреи. А самих украинцев там насчитали примерно 8 процентов.
Примерно тоже самое было и в других населенных пунктах Западной Украины. Если там и жили этнические украинцы, то очень компактно, чаще всего в селах и деревнях. А в городах доминировали поляки.
Этнический состав этой территории резко изменился во время Второй Мировой войны. И те события до сих пор оставляют много вопросов.
Для элиты польской политики возвращение Галиции и Волыни стало бы огромным плюсом. Еще бы, ведь они сумели «собрать великую державу»! Поэтому идея реституции обсуждается очень активно.
Но реальных путей возродить границы до 1939 года мало. И, что любопытно, самую очевидную и реальную полякам подарили… сами украинцы! Дело в том, что правительство «Незалежной» на самом высоком уровне то и дело осуждает пакт Риббентропа-Молотова и отказывается его признавать. А ведь именно благодаря этому документу Украина и получила свои нынешние западные земли. Да, когда-то они входили в состав русских княжеств, но было это давно, еще во времена легендарного Даниила Галицкого. После его гибели все западные земли Руси (не только Галиция и Волынь, а также Червонная Русь, Угорская и прочие) были растащены ее соседями.
Поэтому, рьяно отказываясь от законности пакта Риббентропа-Молотова, Украина ставит подножку самой себе, развязывая руки полякам.
Еще одна возможность бескровного возвращения исторических земель – это Карта поляка. В 2007 году тогдашний президент Польши Лех Качиньский заявил следующее: «С великой гордостью, удовлетворением и одновременно с большим волнением я подписал один из самых важных документов - Закон о Карте поляка. Польские власти выполняют великий долг по отношению к нескольким миллионам соотечественников, которые в результате послевоенного сдвига границ на запад оказались за границами родины».
Любопытно то, что эта Карта выдается лишь тем полякам, которые проживают на востоке от польских границ. А конкретно, для украинцев, которые каким-нибудь способом смогут подтвердить, что в них есть капля «ляхской» крови.
Но Волынь и Галиция являются лакомым куском не только для Польши. На эти земли может предъявить претензии и Австрия. Ведь еще к моменту начала Первой Мировой войны эти земли относились к ней.
Правда, оспорить право с Польшей сложно. В составе Речи Посполитой Западная Украина находилась гораздо дольше, «пока агент Кремля Хмельницкий не совершил акт предательства в Переяславе», - заявил как-то польский политик Адам Коберацки.
Румынизация Украины
Румыны не призвали принадлежность острова Змеиный в Черном море к Советскому Союзу. Но поделать ничего не могли. Когда СССР не стало, этот клочок суши, расположенный недалеко от устья Дуная, перешел к Украине.
Но, как оказалось, ненадолго. В 2009 году суд признал территориальные претензии Румынии к острову обоснованными и передал его Бухаресту. Из-за этого Киев мигом лишился около 80% нефтегазоносного шельфа, которым и славился Змеиный.
Этот успех окрылил Румынское правительство. Они вспомнили и о Северной Буковине, которая до Второй Мировой войны входила в состав Румынии. Напомнили политики и о проблеме Южной Бессарабии, которая исторически принадлежала Молдавии.
По переписи 2001 года более 12% жителей Северной Буковины относят себя к румынам. Около 7% - к молдаванам. Но среди них проводится агрессивная политика румынизации. Так, например, в Червоницкой области примерно в сотне школ преподают именно на румынском языке. Также там есть румыноязычные телевизионные каналы, радиостанции, газеты.
Вообще, территория Северной Буковины часто переходила из одних рук в другие. В 14 веке она относилась к Молдавскому княжеству. А в 16 стала вассальной от Османской империи. Спустя еще два столетия эту землю захватила Австро-Венгрия. В 1919 году край перешел в состав Румынии. Спустя 21 год он оказался под властью СССР, а после Второй Мировой - «осел» на Украине.
Венгерскуие требования
Венгры давно обосновались в Закарпатье, еще в конце 9-го века. А спустя пару столетий этой регион стал частью Венгерского королевства. Правда, потом часть Закарпатья «откусило» Галицко-Волынское княжество, но в 13 столетии с ним было окончательно покончено.
Затем край на долгий период отошел к Гасбургам, но по-прежнему оставался частью Венгрии. По переписи, проведенной в начале 20-го века, в том регионе проживало примерно 20% венгров. Также там находились крупные общины немцев, евреев, румын и цыган.
После переделывания границ в 1918 году, Закарпатье отошло к Чехословакии. Но уже в 1939 году Венгрия оккупировала территорию, пытаясь вернуть ее любой ценой. Не получилось – СССР забрал земли себе. Но венгерское население не исчезло и не ассимилировалось. На сегодняшний день там проживает около 150 тысяч венгров, что составляет 12% от общего населения территории. В школах преподают на венгерском, есть свои телеканалы, радиостанции, печатные издания.
И хоть венгры открыто не говорят о территориальной т претензии, посыл ясен. Поскольку Закарпатские венгры начали требовать автономии и собственного избирательного округа на выборах в Верховную Раду.