Трофеи РККА начали доставаться в первые недели боёв. Согласно документам, в итоге, против гитлеровцев воевали несколько тысяч захваченных у них же танков, самоходных артиллерийских установок и броневиков.
Собирая «урожай»
Трофеи в РККА решили добывать планово. К концу 1941 года Автобронетанковое управление Красной Армии создало отдел эвакуации и сбора трофейной техники, действовавший на основании приказа «Об ускорении работ по эвакуации с поля боя трофейной и отечественной автобронетанковой матчасти». Наиболее урожайными на трофеи были 1942-1943 годы. В 1943 году при ГКО был создан Трофейный комитет, его возглавил Маршал Советского Союза Клим Ворошилов.
Захваченная бронетехника использовалась как в виде единичным машин, так и в составе специальных подразделений, созданных только на основе бывшей вражеской техники. Например, Западный фронт в 1942 году располагал двумя батальонами трофейных танков, обозначавшихся в документах фронта как «отдельные танковые батальоны литер «Б».
Не миновала участь быть захваченными ни «Тигры», ни «Пантеры». У последних советским танкистам нравилась 75-мм пушка KwK 42, которая пробивала немецкую технику на расстояниях, недостижимых ни танковым советским пушкам, ни противотанковой артиллерии. С января 1944 года распоряжением Главного бронетанкового управления Красной Армии (ГБТУ КА) исправные «Пантеры» были сведены в специальные подразделения истребителей танков и применялись на танкоопасных направлениях. Было издано «Краткое руководство по использованию трофейного танка T-V («Пантера»)». Но в архивах ГБТУ КА есть донесения от генералов о том, что T-V — сложен в освоении и эксплуатации, снарядов нужного калибра вечно не хватает. Так что целесообразнее применять Т-III и Т-IV.
Использовали немецкую трофейную бронетехнику и в переделанном виде. Так, у СУ-76И, индекс «И» обозначает «иностранная база», создавали на основе Pz Kpfw III. Успели выпустить 201 машину, после чего производство прекратили в 1943 году, а СУ-76И довольно скоро исчезла из войск из-за проблем с запасными частями.
С октября 1944 года трофейные танки охраняли штабы, крупные населённые пункты и железнодорожные станции, высвобождая советскую бронетехнику для фронта.
Впрочем, трофейные танки и САУ провоевали в РККА до самого мая 1945 года. А некоторые даже в разгроме японцев поучаствовали.
В отличие от трофейного стрелкового оружия, которое исчезло из линейных частей массово уже в 1942 году: советская промышленность справлялась со снабжением войск и трофейное оружие изымали организованно. Другое дело, что немецким стрелковым вооружением централизованно снабжали партизан, у них и с запчастями и с патронами нужными было полегче — в бою брали.
К сбору трофеев на местах боёв привлекли советских граждан. Так, за отечественный исправный стальной шлем сдатчик получил от 3 до 6 рублей, в зависимости от количества сданных касок. Немецкий шлем стоил на четверть дешевле.
Отгремев, закончились бои
Академия военных наук сообщает, что за годы Великой отечественной войны Трофейный комитет вывез с фронта: 24 612 единиц бронетехники. Понятно, что не вся она была отремонтирована и снова пущена в бой, часть пошла на металлолом. Было захвачено свыше 68 тысяч орудий, 30 тысяч минометов, 257 тысяч пулемётов,3 млн винтовок; более 114 млн снарядов, 16 млн мин, более 2 млрд различных патронов и около 50 тысяч автомобилей. Добыча металлолома составила 10 млн. тонн, включая 165 605 тонн цветного металла.
В РРКА трофейные танки и САУ использовались в учебных целях вплоть до 1946 года. Потом из-за нехватки запчастей их стали выводить из эксплуатации, частично превратив в неподвижные мишени, но в основном пустив в переплавку. Есть данные, что немецкие танки, состоявшие на вооружении Сирии вплоть до 60-х годов, были поставлены из СССР, также как и советские Т-34-85.
Имеются свидетельства, что на селе немецкие танки использовали как трактора — поле вспахать, прицеп отбуксировать, застрявшую технику из грязи вытащить. Трофейные автомобили нещадно эксплуатировали на всех возможных направлениях до тех пор, пока они буквально не рассыпались.
Вплоть до середины пятидесятых годов в советской экономике была целая отрасль, занимающаяся переработкой ненужной техники и вооружений. Возле пунктов переплавки были организованы площадки по складированию и обработке, где трудились, в основном, женщины и подростки. Существовали чёткие инструкции, как обходиться со стрелковым оружием, как разряжать патроны и снаряды. Часть исправного стрелкового оружия направили на склады, как и, например, трофейные японские, польские, британские винтовки и пулемёты после Гражданской войны, которыми потом вооружали народное ополчение.
По одному экземпляру немецкой бронетехники отправили в подмосковную Кубинку, в военный музей.
Немецкие каски приходились в народном хозяйстве — и как исходная база для кастрюль и мисок, и как ночные горшки в нескольких вариантах исполнения.