21/02/22

Тимофей Шапкин: как царский казачий подъесаул не дал Манштейну спасти Паулюса из окруженного Сталинграда

Каждое грандиозное событие складывается из множества менее крупных по масштабу, но, зачастую, не менее значительных эпизодов. Сталинградская битва в этом смысле не исключение. Гигантская группировка нацистских войск была заперта и уничтожена на берегах Волги благодаря множеству подвигов, совершенных бойцами и офицерами РККА. Один из таких подвигов – конная атака под командованием генерала Шапкина у станции Котельники.

До войны

Жизнь Тимофея Тимофеевича Шапкина богата событиями и приключениями не меньше иного авантюрного романа. Такие люди становятся героями баек и легенд. Впрочем, биография Тимофея Шапкина может послужить и прямым опровержением некоторых «черных легенд» советской истории. Например, той, что гласит: всех бывших белых офицеров репрессировали в 30-х годах.

Тимофей Тимофеевич Шапкин родился в 1885 году в казачьей семье, на хуторе Семимаячном, сейчас это Ростовская область. В 1906 году, как и положено казаку, пошел служить в императорскую армию. До Первой мировой находился в полку, дислоцированном в Одессе, когда началась война, служил на западном фронте, к 1917 году имел чин подхорунжего и три Георгиевских креста.

Когда началась Гражданская война, Шапкин был призван в Добровольческую армию. Начал с рядового, дослужился до подъесаула – офицерский чин! Воевал на Дону и под Царицыным, участвовал в знаменитом деникинском броске на Москву, и вместе с остатками разбитой армии проделал страшный путь от центральных губерний до самой Кубани.

Когда Деникин отступил в Крым, Шапкин решил, что с него хватит. Видимо, к тому времени он уже понял, за кого в этой войне народ. И сам он, как настоящий казак, без народа себя не мыслил.

В марте 1920 года подъесаул Тимофей Шапкин вместе со своей сотней перешел на сторону красных. Хороших офицеров в РККА ценить умели. Шапкина назначили на должность командира эскадрона 82-го кавалерийского полка, и очень скоро он вырос до комполка, а затем и комбрига. Бил Врангеля, бил Махно, сражался с белополяками. За мужество и умелое командование был награжден орденом Красного Знамени.

После окончания войны Шапкин поступил на Московские высшие военно-академические курсы. Затем, до самого начала 30-х годов сражался с басмачами в Таджикистане. Шапкин, как и положено кавалеристу носил пышные усы. Рассказывают, что по этой причине в среднеазиатских кишлаках его принимали за Буденного, и частенько бандиты разбегались при одном лишь его появлении.

Однако, Шапкин умел одерживать победы не только благодаря сходству со знаменитым военачальником. На его счету разгромленные группировки курбаши Фуйзал Максума и Ибрагим-бека. При этом лихой кавалерист использовал самые разные приемы ведения боя: однажды небольшой десант под его командованием освободил город Гарм, прибыв на двух самолетах.

За успешные действия в боях с басмачами Тимофей Шапкин был награжден еще двумя орденами Красного Знамени.

В 1933 году Тимофей Тимофеевич был направлен на учебу в военную академию имени Фрунзе, после окончания которой в 1936 году получил назначение на должность командира дивизии в Среднеазиатский военный округ. Вступил в партию.
Никаким репрессиям бывший белогвардейский подъесаул, а ныне – командир РККА не подвергался. Более того, начало Великой Отечественной войны он встретил в звании генерал-лейтенанта.

Под Сталинградом

Бои за Сталинград, в которых участвовал Тимофей Шапкин, развеивают еще один известный «черный миф» о глупых командирах-кавалеристах, бросавших конные части «с шашками на танки». 4-й кавалерийский корпус под его командованием вполне успешно сразился с корпусом Манштейна.

Поздней осенью 1942 года у армии Паулюса, запертой в Сталинграде, еще теплилась надежда на спасение: на выручку к своим рвался танковый корпус Манштейна. Советскому командованию очень важно было задержать этот немецкий рывок хотя бы на несколько дней. За это время кольцо РККА вокруг Сталинграда окончательно сомкнется, и Паулюс окажется в ловушке.

Было принято решение бросить в бой кавалерию. Решение вполне резонное: конные части мобильны и совершенно не зависят от наличия горючего, что в тогдашних условиях было очень важно.

4-й кавкорпус, которым командовал генерал-лейтенант Шапкин, прибыл на фронт из Среднеазиатского военного округа. В его рядах мужественно сражались казахи, киргизы, узбеки, туркмены и таджики, составлявшие больше половины личного состава.

Первой задачей, которая была поставлена перед лихими кавалеристами Шапкина, стал прорыв обороны противника южнее Сталинграда. В этом месте позиции занимали румынские части.

Обычно кавалерия в годы Второй мировой воевала так: бойцы прибывали на место сражения верхом, спешивались и вступали в бой, а коневоды отводили лошадок в сторону. Кавалеристы вновь оказывались в седлах, когда нужно было преследовать противника или требовалась срочная передислокация. Но в этом случае все пошло иначе. Артиллерийская подготовка произвела на румын столь сильное впечатление, что они вылезли из своих блиндажей и окопов и бросились наутек. Кавалеристы тут же устремились следом, и очень скоро не только догнали бегущих, но и обогнали их. Две дивизии взяли румын в кольцо. Противник был уничтожен.

Кавалеристы заняли станцию Абганерово и устремились дальше, на Котельниково. Был занят почти весь город, когда в дело вступили моторизованные части фельдмаршала Манштейна. Пришлось отступить. И при этом 81-я дивизия, закрывавшая отход, оказалась в окружении.

Ситуация была сложная. Верхом на лихих конях против танков и в самом деле не повоюешь. Но не бросать же своих! И генерал Шапкин решается на дерзкую и рискованную операцию. Ночью немцы проснулись от топота сотен копыт. Атака, проведенная в двух направлениях, была мощной, согласованной и ударила точно в цель. Немецкие части были смяты, и конники 81-й дивизии смогли вырваться из окружения.

Покуда Эрих фон Манштейн вынужден был заниматься кавалерией, основные силы РККА были стянуты и готовы отразить контрудар. Ловушка для армии Паулюса захлопнулась.

Орден Кутузова – посмертно

После Сталинграда корпус Тимофея Шапкина принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону и Новочеркасска. До окончания Великой Отечественной войны храбрый генерал, к сожалению, не дожил. В 1943 году он тяжело заболел – сказались годы, полные опасностей и жизни в суровых походных условиях. Тимофей Тимофеевич умер от инсульта 22 марта 1943 года в госпитале Ростова-на-Дону.

За умелое командование и инициативу в боях он был посмертно награжден орденом Кутузова 2-й степени.