12/03/18

Торговая война Трампа и Европы: кто победит

Намерение США ввести пошлины на экспорт стали и алюминия и готовность Евросоюза принять ответные меры сразу были восприняты как начало торговой войны Америки и Европы. Однако если смотреть на происходящее шире, то легко можно увидеть не просто конфликт интересов двух стран, а столкновение протекционистов и глобалистов – и этому противостоянию уже не один год.

«Мы тоже можем действовать глупо»

В январе 2018 года в Давосе завершился 48-й Всемирный экономический форум. Помимо аномальных снегопадов, мероприятие запомнилось первым почти за 20 лет и вторым в истории визитом действующего президента США. Выступления Дональда Трампа присутствующие ждали с нетерпением: всем хотелось наконец узнать, чем грозит миру взятый главой Белого дома курс на изоляционизм в экономике.

Еще во время избирательной кампании будущий президент выражал недовольство торговой политикой американских партнёров. По его мнению, намеренный демпинг крупнейших поставщиков США негативно влияет на местные компании и отрицательно сказывается на развитии страны.

Речь Трампа на форуме не сильно обнадежила международное сообщество. Во время выступления глава американского государства объявил о желании выстроить со всем миром взаимовыгодное торговое сотрудничество. Однако, по признанию президента, Америка для него всегда на первом месте. А значит, власти США будут всячески защищать собственных производителей, в том числе с помощью протекционистских мер. В целом американские представители на форуме в Давосе отмечали, что страхи перед торговой войной несколько преувеличены: на самом деле она идёт каждый день, просто не всегда её называют именно так.

В подтверждение этого уже в конце января Белый дом сообщил об установлении пошлин на импорт стиральных машин и солнечных батарей. Спустя почти месяц Дональд Трамп подписал распоряжение о введении ввозной пошлины в размере 25% на сталь и 10% на алюминий. Исключения были сделаны только для Мексики и Канады, хотя наиболее болезненными действия США стали для Евросоюза.

Брюссель на планы Вашингтона отреагировал почти молниеносно. Как отметил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, если США не откажутся от своих планов, то со стороны ЕС последует «адекватная», «решительная» и «соразмерная» реакция. «Мы тоже можем действовать глупо», - добавил политик, отметив, что «протекционизм не может быть ответом на общую проблему».

Далее события начали развиваться молниеносно. В ответ на предостережение Юнкера Трамп пригрозил установить пошлину на импорт автомобилей из Европы, после чего стало известно, что контрмеры Старого Света могут коснуться американских мотоциклов, джинсов, бурбона и апельсинового сока.

На этом фоне европейские чиновники, ранее очень осторожно обращавшиеся с термином «торговая война», начали открыто говорить о противостоянии. Как подчеркнула еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем, введение американцами пошлин на сталь – это один из случаев, когда реакция Европы «будет очень серьезной и сильной».

Расклад сил

В 2017 году Европейский союз экспортировал в США товаров на 375 миллиардов евро, при этом импортировал американской продукции на 254,2 миллиарда евро. Разница в почти 121 миллиард весьма ощутима, поэтому недовольство Трампа легко понять.

Впрочем, президент уверен, что Штаты смогут легко одержать вверх в торговой войне, если таковая действительно будет иметь место. Для США Европейский союз – далеко не главный экономический партнёр. Объединение не входит даже в тройку главных американских импортеров: места там за собой застолбили Китая, Мексика и Канада с долей 21,1%, 13,4% и 12,7% соответственно. Первая из европейских стран – только пятая: на долю Германии приходится 5,2% импорта. Аналогична ситуация и с экспортом.

А вот для Евросоюза США – один из главных торговых партнёров по обоим показателям. Так, американская доля в импорте равна 14,5% - это на 5,6% меньше, чем у лидера - Китая. Вместе с тем больше всего европейских товаров поставляется именно в США – 20,7%. Это продукция машиностроения, фармацевтики и других химических отраслей, самолёты и те же сталь и алюминий. Отсюда и беспокойство Брюсселя планами Вашингтона взимать дополнительную пошлину за привезённые товары.

Одни только автопроизводители из Германии импортировали в США в прошлом году почти полмиллиона автомобилей – 494 тысячи. Так что со стороны Трампа одной угрозы ввести пошлины на машины в принципе достаточно, чтобы Берлин начал искать способы для примирения. При этом нужно всё же отметить, что новые выплаты ударили бы не по всем немецким производителям транспортных средств. Для Mercedes, BMW и Volkswagen, у которых есть свои заводы в Америке, они были бы не так страшны, как для Audi и Porsche, которые поставляют свои авто из-за океана.

Но как бы то ни было, гипотетическая «война пошлин» ощутимо больнее ударит по Евросоюзу, чем по Америке.

Кто победит на самом деле?

Однако исход противостояния с, казалось бы, предрешенным финалом на самом деле не так очевиден. История подобных торговых войн показывает, что страна, изначально обладающая более сильными позициями, в итоге может оказаться в проигрыше. Какие есть альтернативы победе США в споре?

Вариант 1. Глобалисты снова возьмут верх на протекционистами

В 2002 году Евросоюз праздновал едва ли не главный свой успех за всю новейшую историю торговых войн с США. В конце лета того года Всемирная торговая организация разрешила ввести европейским странам санкции против Штатов на сумму свыше четырёх миллиардов долларов. Ограничительные меры должны были стать ответом на принятый американцами закон о международной торговле корпораций, который, по сути, субсидировал экспорт в Европу.

В дальнейшем ВТО неоднократно выступало медиатором в торговых конфликтах США и ЕС. Например, при помощи организации в 2012 году была поставлена точка в так называемых банановых войнах. И не трудно догадаться, что она всегда в таких спорах противостояла тем, кто мешает либерализации торговли.

Так что если ВТО придётся вмешиваться и в разбирательства 2018 года, то вердикт будет вынесен не в сторону американцев.

Вариант 2. Стороны пойдут на попятную

Кстати, в том же 2002 году США уже вводили пошлину на импортируемую сталь – тогда в размере 30%. Однако после того, как ЕС пригрозил ответными санкциями, Вашингтон смягчил свою позицию и исключил из списка товаров 178 видов металлургической промышленности, на которые распространялось действие новых тарифов.

В пользу примирения сторон сегодня говорит тот факт, что к середине марта накал страстей между сторонами спал и. Даже осторожно начали звучать призывы к примирению. Сам зачинщик всей истории – Дональд Трамп – 11 марта предложил вариант мирного урегулирования конфликта. По его плану, США откажутся от пошлин на сталь и алюминий, если Евросоюз отменит пошлины на американские товары.

Впрочем, американский президент после своего предложения сразу же вернулся к угрозам: «Если нет, мы обложим налогом автомобили и так далее». Как ни странно, всё это уместилось в один твит.

Однако своего слова в набирающем обороты противостоянии пока не сказала еще одна сторона конфликта – Китай. Там так же крайне недовольны введением пошлин на сталь и алюминий, но пока не намерены начинать торговых войн. Впрочем, с учётом доли КНР в американском экспорте и импорте легко предположить, что вероятность введения Пекином ответных мер может заставить Вашингтон передумать.

При этом и сами американские компании не сильно рады желанию Трампа защитить их. Сразу после того, как стало известно о готовящихся пошлинах, акции крупных металлургических компаний начали снижаться. Как сообщает Bloomberg, ценные бумаги Nucor Corp. упали на 2,7%, US Steel Corp. - на 2,9%, Steel Dynamics Inc. - 2,8 %, а AK Steel Holding Corp. и вовсе потеряла 4,1%. И эйфории на рынке точно не наблюдалось.

Вариант 3. Победит Россия

Если до открытой торговой войны США и Евросоюза всё же дойдёт дело, в первую очередь Брюссель будет вынужден искать способы реализовать свою продукцию максимально выгодно. И этой ситуацией вполне может воспользоваться Россия.

Активизация сотрудничества двух сторон непременно потребует упрощения торговых процедур, что в конечном итоге способно привести к частичной отмене санкций.

Вариант 4. Проиграют все

Девяносто лет назад мир поразила Великая депрессия. Чтобы преодолеть ее, тем же Штатам потребовалось целое десятилетие и встряска в виде Второй мировой войны. Спустя почти век мнения экспертов о причинах столь масштабного кризиса до сих пор расходятся. Кто-то настаивает, что свою роль сыграла нехватка денежной массы, кто-то склонен списывать всё на последствия Первой мировой.

Однако нельзя забывать, что одним из факторов, который в совокупности с другими и послужил причиной депрессии, стало принятие в 1930 году в США закона Смута – Холи. Документом устанавливались пошлины на импортные товары. В результате ранее дешёвая привозная продукция стала дорожать, покупательная способность населения – падать, а контрмеры государств, продукции из которых коснулись изменения, - расширяться.

Восстановиться после принятия поправок Смута – Холи мировая экономика смогла лишь после вступления в силу закона о взаимной торговле. И даже тут на выручку протекционистам пришли сторонники либерализации, невольно одержав вверх ценой человеческих жизней.