На самом деле рыболовецкий траулер «Кафф» захватили представители так называемого Сомалийского национального движения. Однако их можно назвать самыми обыкновенными пиратами, так как они остались довольны выполнением только тех требований, которые касались денег. Советская сторона, несмотря на незаконность действий террористов, вынуждена была пойти на уступки для того, чтобы спасти своих моряков.
Сомалийское национальное движение
Как пишет историк Илья Полонский в своей книге «Красные вожди «черного континента»», оппозиционные настроения в Сомали стали возрастать еще в конце 1970-х годов. Однако наибольшего расцвета они достигли в 1980-х годах. Весной 1981 года группа эмигрантов, проживавшая в Британской столице, организовала так называемое Сомалийское национальное движение (СНД). Позже штаб-квартира организации была перенесена в Эфиопию. В январе 1982 года представители СНД ворвались в одну из сомалийских тюрем и выпустили на свободу заключенных.
Вскоре после этого в Сомали началась гражданская война, направленная против режима президента страны Мохамеда Барре. В этой борьбе СНД приняло самое непосредственное участие. Исходя из всего вышесказанного следует, что Сомалийское национальное движение являлось прежде всего политическим и военным движением. И действительно захват рыболовецкого траулера «Кафф» должен был стать в первую очередь политическим актом. По крайней мере именно такой вывод напрашивается со слов Лидии Моджорян, автора издания «Терроризм на море: борьба государства за безопасность морского судоходства».
Захват траулера «Кафф»
Захват упомянутого судна произошел, если верить Юрию Кузнецову, автору книги «Введение в теорию национальной безопасности: проблемы безопасности русского народа и современность», 18 июля 1990 года. Это случилось в Аденском заливе Красного моря, неподалеку от берегов Сомали. Там члены экипажа траулера «Кафф» занимались добычей омаров и лангустов, согласно договору советско-французской фирмы «Франсов». Именно поэтому на борту находились 27 моряков, являвшихся гражданами СССР. Сложившаяся ситуация вызвала обеспокоенность советской стороны.
Тем более, что, как пишет Лидия Моджорян, представители СНД, захватившие траулер, выдвинули абсолютно неприемлемые для Советского Союза требования политического характера. Что это были за требования, Моджорян не уточняет. Как бы то ни было, эти и другие условия захватчики объявили советским дипломатам, которые отправились на траулере «Геранта» к небольшому острову Маид, где «Кафф» и бросил якорь. К тому моменту 16 моряков мятежники, снабдив скромным набором продуктов, уже высадили на острове. Остальные члены экипажа, включая капитана, оставались на судне.
Переговоры и их итог
Когда судно «Геранта» прибыло на место, сомалийские оппозиционеры согласились на переговоры с советскими дипломатами. Политические и другие требования «пиратов» решено было забыть. Поэтому в конце концов сомалийцы заявили, что считают лицензию на рыболовный промысел, выданную ненавистным им правительством страны, незаконной. Хотя на самом деле документ был в порядке. Мало того, на судне постоянно присутствовали три инспектора, являвшиеся земляками членов СНД, которые следили за соблюдением иностранцами правил рыбной ловли.
Но для террористов все эти факты не имели никакого значения. Они потребовали с СССР 250 тысяч долларов. Данную сумму, как следует из издания «Современный терроризм: состояние и перспективы» (Ответственный редактор Е. И . Степанов), сомалийские «пираты» назвали «штрафом». Несмотря на незаконность действий террористов и абсурдность самого факта «штрафа», советские власти вынуждены были пойти на уступки для того, чтобы спасти своих граждан, а также вернуть траулер «Кафф». 2 августа того же 1990 года моряки и судно были освобождены.
Интересно, а что означает название рыболовецкого траулера «Кафф» ?
Известно, что слово «каф» («каффы») — украшения(ушные).
Но причем тут такое понятие к рыболовецкому судну ?!
С другой стороны в осетинском языке словом «кæф» называют рыбу, только крупную.
Но и тут вообще-то непонятно, какими путями попало осетинское слово на борт этого судна.
PS: звук «æ» в слове «кæф» —
это звук буквы «а» в неударных слогах. Например, парта=партæ, полка=полкæ.
Т.е. в русском языке этого звука в изобилии.
Однако в осетинском он часто под ударением (как в «кæф»), чего никогда не бывает в русском. Из-за этого звук «æ» с непривычки труден, когда он под ударением.