Судьба генерал-майора Ивана Петровича Вертелко оказалась неразрывно связана с историей советских бронетанковых войск. Пройдя на танке Великую Отечественную, он в 1971 году возглавил государственную комиссию по испытаниям новой машины — Т-72. Его вердикт, вынесенный вопреки ряду сомнений, на десятилетия определил облик армии не только СССР, но и десятков других стран мира.
Фронтовая закалка
Иван Вертелко родился в 1926 году в Брянской области. Войну он встретил подростком, строил оборонительные сооружения, пережил оккупацию и плен, из которого бежал. В 1943 году, после курса молодого бойца, он попал в танковые войска. Войну он закончил в Кенигсберге, получив ранение, но оставшись в строю.
После Победы Вертелко выбрал военную карьеру: окончил Казанское танковое училище, Военную академию бронетанковых войск и, наконец, Академию Генштаба. Командовал батальоном, затем полком в Белорусском военном округе, а в 1970 году получил звание генерал-майора танковых войск. К моменту решающих в своей жизни испытаний он был не просто кабинетным теоретиком, а профессионалом, видевшим войну изнутри танковой башни.
«Жаль, у нас не было таких танков»
Летом 1971 года комиссии под руководством Вертелко предстояло решить судьбу нового танка «Уралвагонзавода» — Т-72. Машина, разрабатываемая с 1960-х, была на тот момент вершиной инженерной мысли, но испытания выявили проблемы. Как вспоминал один из создателей танка Т-80 Александр Ефремов, экипаж Т-72 допустил несколько судьбоносных промахов при стрельбе. Правда, как позже выяснилось, причиной были ошибки самого экипажа, а не конструкции. Тем не менее, результаты испытаний, вызвали сомнения. В Москве разгорелись жаркие споры.
Именно тогда Иван Вертелко, опираясь на свой авторитет фронтовика, произнес ту самую фразу, что в конечном итоге и решила судьбу танка: «Жаль, что у нас не было таких танков во время войны. С ними мы бы закончили ее гораздо раньше». Это и поставило точку в дискуссиях. Вертелко не стал углубляться в технические детали промахов, а дал комплексную оценку машине как оружию, резюмировав: «Т-72 — лучший танк в отечественной истории». В 1973 году танк был официально принят на вооружение. И на тот момент он действительно оказался одним из лучших образцов бронетехники в мире.
Поворот судьбы
Ирония судьбы заключается в том, что сразу после триумфа Т-72 карьера Вертелко совершила неожиданный вираж. В том же 1973 году он перешел на службу в Пограничные войска КГБ СССР. Именно он, будучи первым заместителем начальника Погранвойск, руководил вводом первых подразделений в Афганистан и координировал их операции. В своих мемуарах «Сокровенно. Служил Советскому Союзу» он уделил этому периоду даже больше внимания, чем танковой теме.
Самый массовый танк
Как показало время, решение Вертелко оказалось исторически прозорливым. Т-72 стал самым массовым основным танком второй половины XX века, принятым на вооружение в 49 странах. Его модификации и лицензионные копии (включая «пиратские», выпускавшиеся в Китае и Иране) до сих пор составляют основу многих армий мира.
Иван Петрович Вертелко прожил 94 года и скончался в 2021-м.
