01/06/23
ФОТО: х/ф "Хеллоуин"

«Триада Макдональда»: из каких детей могут вырасти маньяки

Невозможно предсказать, станет тот или иной человек преступником или нет. Но если ребёнок поджигает предметы, издевается над животными и мочится в постель – это, как минимум, повод для беспокойства. С данным комплексом поведенческих особенностей, названных «триадой Макдональда», психиатры и криминологи иногда сталкиваются, изучая факты из детства серийных убийц.

Пиромания

Три индикатора, характерные для будущих маньяков, назвал новозеландский психиатр Джон Маршал Макдональд в 1963 году в статье «Угроза убийства». Доктор исследовал 100 пациентов, которые угрожали другим людям убийством, и у 48 из них нашёл общие черты.

Во-первых, лиц, имевших склонность к особо жестоким преступлениям, в детстве отличала страсть к поджогам. Такие дети стремятся достать спички, они устраивают «костры» из листьев, обрывков бумаги или поджигают более крупные объекты. С точки зрения психологов, зрелище огня завораживает психопатов. А уничтожение предметов служит им «компенсацией» за неудачи, способом выместить гнев или обиду.

Пироманией в юном возрасте отличался Ричард Чейз, он же «Вампир из Сакраменто». Будучи 10-летним школьником, он поджигал мусорные баки, а став взрослым, загубил жизни шести человек.

От садизма – к убийствам

Второй тревожный признак, по Макдональду, – зоосадизм. Советский философ Алексей Лосев в повести «Жизнь» описал случай, поразивший его в детстве до глубины души. Соседский ребёнок Мишка забавлялся тем, что издевался над котятами и щенками – выдёргивал у них волоски и ломал им лапки.

«Ломать – не в шутку, а всерьёз, – рассказывал Лосев. – Бедные животные пищали и выли на весь двор и оставались калеками».

Однажды, заступаясь за щенка, которого юный изверг собирался замучить, Алексей вступил в драку с соседским мальчиком. На удивление, родители Мишки заняли в конфликте сторону сына, заявив, что «у детей так мало развлечений».

Детское сострадание к животным, вероятно, повлияло на то, что Алексей Лосев стал выдающимся философом. А вот судьба Мишки могла сложиться весьма печально.

Из всех пунктов «триады Макдональда» жестокость по отношению к животным в юном возрасте считается главным признаком будущего убийцы. «Научившись» в детстве получать удовольствие от насилия, позднее мучитель начинает «проецировать» данный опыт на сексуальных партнёров. А от жестоких фантазий до их воплощения в жизнь у таких людей – один шаг. Таким образом, ранняя форма девиантного поведения «перерастает» в преступные деяния.

В качестве примера можно привести историю маньяка из Иркутска Василия Кулика, который в 1980-1986 годах совершил 13 убийств и 30 изнасилований. В детстве он «развлекался» тем, что вешал во дворе кошек.

Отмечается данный признак и в деле «маньяка-каратиста» Олега Петросяна. Когда мальчику было 13 лет, его кошку сбила машина. Понаблюдав за трупом животного, подросток перешёл к агрессивным действиям – он покупал на рынке котят и щенков, после чего изощренным способом убивал их. Впоследствии, в 2005-2008 годах, Петросян убил в Москве шестерых человек, орудуя туристическим топором.

Тайна мокрых постелей

Наконец, третий маркер «триады Макдональда», на первый взгляд, может показаться безобидным. Речь идёт об энурезе, если его симптомы проявляются после пяти лет. Конечно, мальчик, который мочится в кровать, доставляет неудобства и самому себе, и родителям. Однако прямой связи с преступлениями здесь, казалось бы, нет. Но криминологи непреклонны – ночное недержание мочи было характерно для очень многих серийных убийц.

Дети, страдающие энурезом, подвергаются наказаниям со стороны взрослых и остракизму сверстников, что становится триггером негативных переживаний. Например, мать самого страшного советского маньяка Андрея Чикатило в детстве била его, когда он мочил постель. Сверстники смеялись над страдавшим энурезом ленинградским подростком Аркадием Нейландом, который совершил двойное убийство в возрасте 15 лет.

Объяснение связи энуреза с убийствами ищут в глубинных свойствах психики. Ещё Зигмунд Фрейд указывал на сексуальное удовольствие при мочеиспускании, которое он называл «уринарным эротизмом». По наблюдениям последователей Фрейда, в детских фантазиях мочеиспускание часто связывается со «всевластием» и агрессивно-садистскими образами.

Некоторые исследователи считают, что энурез – это лишь симптом травм головы, а подлинной причиной девиантного поведения в данном случае является нарушение функций лобных долей головного мозга.

А есть ли «триада»?

Современные криминологи критикуют Макдональда за то, что его «триада» не подтвердилась позднейшими статистическими исследованиями и не может служить основой для прогнозов.

В 2009 году криминалист из Калифорнийского государственного университета Кори Райан выпустил диссертацию «Триада Макдональда: предсказатель насилия или городской миф?». В ней утверждается, что у теории Макдональда мало эмпирических подтверждений, хотя её активно продвигают. И даже люди, имевшие в детстве все три негативные особенности, часто вырастают законопослушными членами общества.

Для российских преступников полная «триада Макдональда», как правило, «не работает», хотя по отдельности указанные в ней признаки встречаются. «Из десятков изобличённых отечественных серийных убийц (советская и постсоветская эпохи) ни один не обладал в детском возрасте всеми тремя указанными признаками», – пишут исследователь Роман Ардашев и его соавторы в статье «Жестокое обращение с животными, как маркер выявления серийных убийц» (журнал «Закон и право», 2016 год).

Но возможно, что следователи не всегда внимательно присматриваются к предыстории жизни обвиняемых. У того же Чикатило, по некоторым данным, всё-таки наблюдались в анамнезе все три пункта «триады Макдональда».

Помимо указанных признаков на формирование личности серийных убийц влияют многие другие факторы: аномалии центральной нервной системы, проблемы в семье, трудности с учёбой, наконец, психологическое, физическое или сексуальное насилие, пережитое в детстве. Особое значение имеет жестокость со стороны родителей.