Троица – двунадесятый праздник православного календаря, десятый день после Вознесенья, пятидесятый после Пасхи. Троица – чествование Святой Троицы, празднование сошествия Святого Духа на апостолов. Троица – веселая, народными гуляньями и забавами славная.
Обходили селение с березкой
Березку, «заломанную», выбранную девушками на Семик, седьмой четверг после Пасхи, на Троицу выносили из лесу и всем миром наряжали, словно красну девицу. Украшали заранее приготовленными и купленными в складчину нитками, лоскутами, конфетами. Наряжали и лентами, бусами, поясами, цветочными венками, которые девушки снимали прямо с себя – для березоньки, «кумушки», «белой голубушки» ничего не жаль! Обряжали кудрявую так, что ни одного листочка не было видно! С украшенной березкой девушки и молодые женщины ходили по деревне, заходили в дома участниц обрядового шествия – так «березка к девушкам в гости ходила». Выбирали обычно девочку-подростка лет 10-12, она пряталась под юбкой березки и, держа само деревце, двигалась впереди хоровода девушек, окруживших березку со всех сторон. Порою все девушки прикрепляли к верхушке дерева по ленте, а затем, держась каждая за свою, кружась вокруг березки, вращали ее.
Одевали березку
Березку могли не просто украшать, но и, подобно масленичному чучелу или чучелу Костромы, наделять ее человеческими чертами. Дерево одевали в самое лучшее девичье платье, приплетали из кудели косу, две вершины свивали венком, а на него накладывали кокошник или платок, на две ветви с боков дерева надевали кофту, поверх ствола юбку и фартук – вот и девушка готова! А в Сибири и вовсе наряжали две березки – в виде молодца и девицы.
Кормили березку
Как же без яств! Как без пиршеств! Под березой, установленной в центре молодежных гуляний, будь то лесная поляна или деревенская улица или ржаное поле, устраивали обязательную трапезу, главным блюдом которой были яйца и яичница, а так же каша, лепешки и пироги. Все продукты собирались девушками в складчину или при обходе домов односельчан с деревцем, а затем раскладывали их около березы, а яичницу готовили тут же из принесенных яиц. Но прежде чем самим приступить к угощению, первую ложку каши давали березке, так поступали и с остальными яствами. Кроме того на земле возле кудрявой обязательно оставляли «куличики» и «козули» - печенье в форме венка, в центре которого нередко запекали яйца.
Осмотривали поля
«Рожь к овину, а трава к лесу», - так, катаясь по земле, приговаривали девушки и женщины, отправлявшиеся в поля смотреть посевы озимой ржи, пшеницы, льна. Осмотрев поля, участницы обряда собирались на поляне, ели пироги, разводили костер, на котором жарили из принесенных с собой яиц опять же яичницу – обязательное блюдо, символизирующее и одновременно стимулирующее возрождение, рождение, рост, что так необходимо земледельцу. Закончив с трапезой, девушки разбрасывали остатки яичницы и вареных яиц по полям и подбрасывали вверх на ложках яичную скорлупу со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется».
Раскумление
На Семик девушки и молодки кумились: через венки целовались, крестиками менялись, подарками обменивались, «кумушками» становились. А на Троицу наставала пора раскумляться: «Раскумимся, кума, разбранимся, душа!». Собираясь в том же месте, где «завивали» березку и роднились, кумились, девушки теперь возвращали друг другу подарки, снимали обет кумовства-посестримства. Раскумлялись не только с подругами, но и с березкой, «гостейкой»: ее развивали, раздевали, выплетали из ветвей ленты, снимали украшения и крестики.
«Провожали» березу
Березка, раньше всех зеленеющая, покрывающаяся густой листвой, когда остальные деревья только начинают показывать почки, - вместилище растительной, плодородной силы, в которой так нуждаются поля, засевы в весенне-летний период. Поэтому зеленую, кудрявую, уже разряженную, развитую, с обломанными ветвями, березку, главную героиню Семицко-Троицких гуляний, «провожали» в поле, где дерево уничтожали, разрывали, растерзывали, подобно масленичному чучелу. Брошенная во ржи, березка способна была предохранить посевы от града, заморозков, обеспечить земле плодородие, а утопленная в реке, способствовала обеспечению влаги в почве, что опять же гарантировало богатый урожай
Гадали
Ничто не было так любимо девушками, как гадания, ничто так не манило, как возможность узнать свою дальнейшую судьбу: быть в этом году замужем или сидеть в девках? Вот и на Троицу девушки не могли не воспользоваться случаем, предписанным традицией, позволявшим гадать на разные лады при помощи березы. На ночь девушки сплетали ветки березы с травой в косу, наутро смотрели: если расплелась, быть замужем в этом году, а нет – остаться в невестах. Закидывали венки на березу, и по тому, зацепится венок за ветви или нет, судили, быть замужеству или нет. Венки из березовых веток также бросали в реку: утонет – к смерти, прибьется к своему берегу – ждать продолжения девичества, а уплывет к чужому – быть свадьбе. Если, устраивая проводы, березу не бросали в поле, а потопляли в реке, то гадали на судьбу девушки, которой было поручено топить дерево: начнет «гостейка» сразу тонуть, значит быть беде - не проживет девушка и года. Иногда вслед за деревцем пускали на воду и березовые ветки, обвитые лентами и загадывали не только на себя, но и на родных: плывет – к добру, тонет – к лиху.